I. Общие положения
1.1. Данное положение МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова Белинского района
Пензенской области разработано в соответствии с ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об
образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) и ФЗ от 29.12.1994 г.
№ 78-ФЗ «О библиотечном деле» (с последующими изменениями и дополнениями), с
учетом ФЗ от 25.07.2002 г. № 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
(с последующими изменениями и дополнениями), а также Устава МОУ ООШ им.
В.А.Секина п. Шарова и др. нормативных правовых актов РФ.
1.2.Библиотека является структурным подразделением образовательного
учреждения(далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях
обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами.
1.3.Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека) отражается в уставе школы.
Обеспеченность библиотеки учебными, методическим и справочными документами
учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
1.4.Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей
культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума
содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание
основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ.
1.5.Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями
Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министерства
иностранных дел Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке,
утвержденным директором школы.
1.6.Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия
их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами
пользования школьной библиотекой, утвержденным директором школы.
1.7.Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
1.8.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
II. Принципы деятельности школьной библиотеки.
2.1. Деятельность библиотеки МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова основывается на
принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова запрещается издание и
распространение печатных, ауди- и иных материалов, содержащих хотя бы один из
признаков, предусмотренных частью 1 статьи 1 ФЗ от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности» ( с изменениями 2 декабря 2019 г.)
2.3. Не допускается наличие экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо оправдывающих необходимость такой деятельности, в
том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии,
фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих национальное или расовое
превосходство.
2.4. Кроме того, к таким материалам относятся:
- официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
-материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами;
- любые иные, в том числе анонимные материалы, содержащие признаки,
предусмотренные ч.1, ст.1 настоящего ФЗ.
2.5. Впомещении библиотеки размещен Федеральный список экстремистской литературы,
утвержденный Федеральным органомисполнительной власти.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам определяется Правилами пользования
библиотеки.
2.7. МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова несет ответственность за доступность и
качество библиотечно-информационного обслуживания.
III. Основные задачи
Основными задачами школьной библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее —
пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды;
в)защита участников образовательного процесса от информации, пропаганды и агитации,
наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от
национальной, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных
изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного
неравенства, от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции,
пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию,
антиобщественное поведение, от распространения экстремистских материалов, а также от
распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание
национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.
IV. Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
4.1.формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
контролирует пополнение библиотечного фонда с целью запрета на
распространение литературы экстремистской направленности и иной информации,
негативной влияющей на несовершеннолетних;
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
4.2.создает информационную продукцию:
осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки);
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
4.3.осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию
навыков самообучения;
предоставляет информационные ресурсы на основе изучения их интересов и
информационных потребностей;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
гарантирует защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его
здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной,
социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных
изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного
неравенства, от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции,
пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию,
токсикоманию, антиобщественное поведение, от распространения экстремистских
материалов, а также от распространения информации, которая направлена на
пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти
и вражды;
4.4.осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;
просмотр электронных версий педагогических изданий;
осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам
управления образовательным процессом;
способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
4.5.осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
знакомит с информацией по воспитанию детей;
консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
V. Организация деятельности библиотеки
5.1.Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы,
программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2.В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает
библиотеку:
гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов;
необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии
со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения,
коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с
положениями СанПиН;
телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми
программными продуктами;
ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
5.3.Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
5.4.Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы.
5.5.Режим работы школьной библиотеки определяется в соответствии с правилами
внутреннего распорядка школы.
5.6.В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с детьми и юношеством библиотека школы взаимодействует с районной
библиотекой.
VI. Управление. Штаты
6.1.Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом школы.
6.2.Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор
школы.
6.3.Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который
несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором
школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и уставом школы.
6.4.Заведующий библиотекой назначается директором школы.
6.5.Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист
(методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления
образованием.
6.6.Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на
утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
6.7.Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется уставом
школы.
6.8.Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
6.9.Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней школы
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить
законодательству Российской Федерации о труде.
VII. Права и обязанности библиотеки
7.1.Работники школьной библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и
размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск (не более 12 дней) в
соответствии с локальными нормативными актами;
ж) быть представленными к различным формам поощрения;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2.Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и
запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию.
VIII. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1.Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания и другие источники информации;
д ) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при использовании электронным и иным оборудованием;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2.Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1—2 классов);
ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами
пользования школьной библиотекой;
и) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или
работы в школе.
8.3.Порядок пользования школьной библиотекой:
а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу
класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке,
родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
8.4.Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале;
8.5.Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по
графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его библиотекарем;
г) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.
IX. Заключительные положения.
9.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова
является локальным нормативным актом.
9.2. Все изменения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме
в соответствии с действующим законодательством РФ.
9.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)