I. Общие положения 1.1. Данное положение МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова Белинского района Пензенской области разработано в соответствии с ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) и ФЗ от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (с последующими изменениями и дополнениями), с учетом ФЗ от 25.07.2002 г. № 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями), а также Устава МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова и др. нормативных правовых актов РФ. 1.2.Библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения(далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 1.3.Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека) отражается в уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическим и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения. 1.4.Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. 1.5.Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы. 1.6.Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденным директором школы. 1.7.Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки. 1.8.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями. II. Принципы деятельности школьной библиотеки. 2.1. Деятельность библиотеки МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 2.2. В библиотеке МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова запрещается издание и распространение печатных, ауди- и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью 1 статьи 1 ФЗ от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» ( с изменениями 2 декабря 2019 г.) 2.3. Не допускается наличие экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо оправдывающих необходимость такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих национальное или расовое превосходство. 2.4. Кроме того, к таким материалам относятся: - официальные материалы запрещенных экстремистских организаций; -материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами; - любые иные, в том числе анонимные материалы, содержащие признаки, предусмотренные ч.1, ст.1 настоящего ФЗ. 2.5. Впомещении библиотеки размещен Федеральный список экстремистской литературы, утвержденный Федеральным органомисполнительной власти. 2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам определяется Правилами пользования библиотеки. 2.7. МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания. III. Основные задачи Основными задачами школьной библиотеки являются: а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды; в)защита участников образовательного процесса от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, от распространения экстремистских материалов, а также от распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды. IV. Основные функции Для реализации основных задач библиотека: 4.1.формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы: комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет; контролирует пополнение библиотечного фонда с целью запрета на распространение литературы экстремистской направленности и иной информации, негативной влияющей на несовершеннолетних; осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; 4.2.создает информационную продукцию: осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки); разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; 4.3.осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения; предоставляет информационные ресурсы на основе изучения их интересов и информационных потребностей; организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; гарантирует защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, от распространения экстремистских материалов, а также от распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды; 4.4.осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом; способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; 4.5.осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; знакомит с информацией по воспитанию детей; консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. V. Организация деятельности библиотеки 5.1.Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 5.2.В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку: гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов; необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 5.3.Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 5.4.Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы. 5.5.Режим работы школьной библиотеки определяется в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. 5.6.В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека школы взаимодействует с районной библиотекой. VI. Управление. Штаты 6.1.Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы. 6.2.Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы. 6.3.Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы. 6.4.Заведующий библиотекой назначается директором школы. 6.5.Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием. 6.6.Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) структуру и штатное расписание библиотеки; г) планово-отчетную документацию; д) технологическую документацию. 6.7.Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется уставом школы. 6.8.Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе. 6.9.Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. VII. Права и обязанности библиотеки 7.1.Работники школьной библиотеки имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; е) иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск (не более 12 дней) в соответствии с локальными нормативными актами; ж) быть представленными к различным формам поощрения; з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 7.2.Работники библиотек обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки; з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы; и) повышать квалификацию. VIII. Права и обязанности пользователей библиотеки 8.1.Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; д ) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; з) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при использовании электронным и иным оборудованием; и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 8.2.Пользователи школьной библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1—2 классов); ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой; и) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе. 8.3.Порядок пользования школьной библиотекой: а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту; б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 8.4.Порядок пользования читальным залом: а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале; 8.5.Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки; б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его библиотекарем; г) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям. IX. Заключительные положения. 9.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова является локальным нормативным актом. 9.2. Все изменения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством РФ. 9.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)