Положение о библиотеке

I. Общие положения
1.1. Данное положение МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова Белинского района
Пензенской области разработано в соответствии с ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об
образовании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) и ФЗ от 29.12.1994 г.
№ 78-ФЗ «О библиотечном деле» (с последующими изменениями и дополнениями), с
учетом ФЗ от 25.07.2002 г. № 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
(с последующими изменениями и дополнениями), а также Устава МОУ ООШ им.
В.А.Секина п. Шарова и др. нормативных правовых актов РФ.
1.2.Библиотека является структурным подразделением образовательного
учреждения(далее – школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях
обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами.
1.3.Деятельность библиотеки (далее – школьная библиотека) отражается в уставе школы.
Обеспеченность библиотеки учебными, методическим и справочными документами
учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
1.4.Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей
культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума
содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание
основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ.
1.5.Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями
Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министерства
иностранных дел Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке,
утвержденным директором школы.
1.6.Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия
их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами
пользования школьной библиотекой, утвержденным директором школы.
1.7.Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
1.8.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
II. Принципы деятельности школьной библиотеки.
2.1. Деятельность библиотеки МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова основывается на
принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова запрещается издание и
распространение печатных, ауди- и иных материалов, содержащих хотя бы один из
признаков, предусмотренных частью 1 статьи 1 ФЗ от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности» ( с изменениями 2 декабря 2019 г.)
2.3. Не допускается наличие экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо оправдывающих необходимость такой деятельности, в
том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии,
фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих национальное или расовое
превосходство.
2.4. Кроме того, к таким материалам относятся:
- официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
-материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами;
- любые иные, в том числе анонимные материалы, содержащие признаки,
предусмотренные ч.1, ст.1 настоящего ФЗ.
2.5. Впомещении библиотеки размещен Федеральный список экстремистской литературы,
утвержденный Федеральным органомисполнительной власти.

2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам определяется Правилами пользования
библиотеки.
2.7. МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова несет ответственность за доступность и
качество библиотечно-информационного обслуживания.
III. Основные задачи
Основными задачами школьной библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее —
пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды;
в)защита участников образовательного процесса от информации, пропаганды и агитации,
наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от
национальной, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных
изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного
неравенства, от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции,
пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию,
антиобщественное поведение, от распространения экстремистских материалов, а также от
распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание
национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.
IV. Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
4.1.формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
 контролирует пополнение библиотечного фонда с целью запрета на
распространение литературы экстремистской направленности и иной информации,
негативной влияющей на несовершеннолетних;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
4.2.создает информационную продукцию:
 осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки);
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
4.3.осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию
навыков самообучения;
 предоставляет информационные ресурсы на основе изучения их интересов и
информационных потребностей;

организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
 гарантирует защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его
здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной,
социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных
изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного
неравенства, от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции,
пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию,
токсикоманию, антиобщественное поведение, от распространения экстремистских
материалов, а также от распространения информации, которая направлена на
пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти
и вражды;
4.4.осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
 создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
 организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;
просмотр электронных версий педагогических изданий;
 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам
управления образовательным процессом;
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
4.5.осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
 знакомит с информацией по воспитанию детей;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
V. Организация деятельности библиотеки
5.1.Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы,
программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2.В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает
библиотеку:
 гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов;
 необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии
со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения,
коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с
положениями СанПиН;
 телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми
программными продуктами;
 ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
 библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
5.3.Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.


5.4.Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы.
5.5.Режим работы школьной библиотеки определяется в соответствии с правилами
внутреннего распорядка школы.
5.6.В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с детьми и юношеством библиотека школы взаимодействует с районной
библиотекой.
VI. Управление. Штаты
6.1.Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и уставом школы.
6.2.Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор
школы.
6.3.Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который
несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором
школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и уставом школы.
6.4.Заведующий библиотекой назначается директором школы.
6.5.Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист
(методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления
образованием.
6.6.Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на
утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию.
6.7.Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется уставом
школы.
6.8.Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
6.9.Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней школы
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить
законодательству Российской Федерации о труде.
VII. Права и обязанности библиотеки
7.1.Работники школьной библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и
размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск (не более 12 дней) в
соответствии с локальными нормативными актами;
ж) быть представленными к различным формам поощрения;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.

7.2.Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и
запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию.
VIII. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1.Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания и другие источники информации;
д ) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при использовании электронным и иным оборудованием;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2.Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1—2 классов);
ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами
пользования школьной библиотекой;
и) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или
работы в школе.
8.3.Порядок пользования школьной библиотекой:
а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу
класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке,
родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр;

г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
8.4.Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале;
8.5.Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по
графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его библиотекарем;
г) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.
IX. Заключительные положения.
9.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова
является локальным нормативным актом.
9.2. Все изменения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме
в соответствии с действующим законодательством РФ.
9.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».