ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 00DD3DCBAB08557EF3C72F6D41A94A4FC8 Владелец: Лявина Наталья Владимировна Действителен: с 23.09.2022 до 17.12.2023 1 Введение. Самообследование деятельности МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова проводилось в соответствии с порядком проведения самообследования образовательной организацией, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. N 462, на основании Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (последняя редакция), приказа Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013г. N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию" (с изменениями и дополнениями), на основании приказа директора МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова «О подготовке отчета о результатах самообследования за 20212022 учебный год» от 01.06.2022 г. № 55-1. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования. Самообследование проводится ежегодно комиссией, в состав которой входит администрация школы, председатель ПК, учителя. Самообследование проводится в форме анализа. Отчет о самообследовании представлен на педагогическом совете 29.08.2022, а также размещен на официальном сайте МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова. МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова - основная общеобразовательная школа является общеобразовательным учреждением, ориентированным на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных способностей (возрастных, физиологических, интеллектуальных, психологических и др.), образовательных потребностей и возможностей, склонностей с целью формирования личности, обладающей прочными базовыми знаниями, общей культурой, здоровой, социально адаптированной. Принципами образовательной политики являются следующие: - демократизация (сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей); - гуманизация (личностно-ориентированная педагогика, направленная на удовлетворение образовательных потребностей учащихся, их родителей, на выявление и развитие способностей каждого ученика, и одновременно обеспечивающая базовый стандарт образования); - дифференциация (учет учебных, интеллектуальных и психологических особенностей учеников, их профессиональных склонностей); - индивидуализация (создание индивидуальной образовательной программы для каждого школьника в перспективе); - оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования. 1. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения 1.1. Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 1.2. Местонахождение: юридический адрес: 442275, Пензенская область, Белинский район, п.Шарово, ул. Новая, д.7 2 фактический адрес: 442275, Пензенская область, Белинский район, п.Шарово, ул. Новая, д.7 1.3. Телефон: 8(4153) 37-3-11. 1.4. Устав: принят на общем собрании трудового коллектива, протокол № 3 от 15 августа 2022 года; утвержден приказом отдела образования администрации Белинского района Пензенской области от 15 августа 2022 года № 101,1-4. 1.5. Учредитель: муниципальное образование Белинский район Пензенской области. 1.6. Организационно-правовая форма: тип – общеобразовательное учреждение; вид – основная общеобразовательная школа. 1.7. Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе: серия 58 № 001944930, 05.09.2002., выдано Межрайонной инспекцией ФНС № 2 по Пензенской области, ИНН 5810004500. 1.8. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц: - серия 58 АА № 179051, 11.01.2007 г., выдано Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области, ОГРН 1025801069447. 1.9. Лицензия на право ведения образовательной деятельности: серия 58Л01 № 0000504 от 06.10.2015 г, регистрационный № 11691. Приложение к лицензии: МОУ ОШ им. В.А.Секина п. Шарова имеет право ведения общеобразовательной деятельности по следующим образовательным программам: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; Дополнительное образование детей и взрослых. 1.10. Свидетельство о государственной аккредитации серия 58А01 № 0000356 от 19.11.2015 г. срок действия до 14.05. 2026 г., выдано министерством образования Пензенской области, рег. № 6171. Перечень образовательных программ, прошедших государственную аккредитацию: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее (полное) общее образование. МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления; имеет печать со своим наименованием. 1.11. Наличие филиалов: В образовательном учреждении имеется филиал Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы им. В.А.Секина п. Шарова Белинского рйона Пензенской области детский сад п. Шарова. 1.12. В связи с переходом 5 класса на ФГОС ООО в 2015-2016 учебном году сформировалась нормативно - правовая база по введению ФГОС ООО. Разработана 3 основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО, внесены изменения в Устав общеобразовательного учреждения, приведены в соответствие с требованиями ФГОС ООО должностные инструкции педагогических работников: - «Должностная инструкция педагога-организатора», - «Должностная инструкция учителя», - «Должностная инструкция классного руководителя», - «Должностная инструкция учителя физической культуры», Внесены изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации на основании образовательной программы основного общего образования». Разработаны и утверждены: - «Положение о текущей и промежуточной аттестации учащихся», - «Положение об исследовательской лаборатории с учетом ФГОС ООО», - «Положение об информационно-библиотечном фонде», - «Положение о службе психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях ФГОС ООО», - «Положение о публичном докладе», - «Положение об организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС ООО», - «Положение о Совете по введению ФГОС ООО», - «Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» Вывод: Нормативно-правовые документы соответствуют требованиям действующего законодательства в сфере образования. В 2021 - 2022 учебном году необходимо обновлять и пополнять нормативную базу о введению ФГОС ООО, вносить изменения и дополнения в основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО и локальные акты школы в соответствие с новыми требованиями. 4 2. Структура образовательного учреждения и система управления. 2.1. Структура и система управления школой Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Административные обязанности распределены согласно Уставу, штатному расписанию, четко распределены функциональные обязанности согласно квалификационным характеристикам. Общее управление школой осуществляет директор Канисева Г.В. в соответствии с действующим законодательством, в силу своей компетентности. Основной функцией директора школы является осуществление оперативного руководства деятельностью Учреждения, управление жизнедеятельностью общеобразовательного учреждения, координация действий всех участников образовательного процесса через педагогический совет, общее собрание коллектива. Педагог-организатор Братынкина Е.А. осуществляет оперативное управление образовательным процессом: выполняет информационную, оценочно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, мотивационную, контрольно-регулировочную функции. В соответствии с задачами модернизации образовательного процесса, развития государственно-общественного характера управления в школе создан Совет школы. Работа Совета школы проводится согласно плану. Сентябрь 1. Создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в школе Декабрь 1. Состояние профилактической работы в школе. 2. Права и обязанности детей и родителей. 3. Об итогах участия детей и педагогов в различных конкурсах. Март 1. Организация охраны труда и техники безопасности в учреждении. 2. Роль воспитательной работы в формировании активной гражданской позиции учащихся. Май 1. Спортивно-оздоровительная работа в школе. 2. Об организации летнего отдыха обучающихся в 2022 году. Утверждение программы летней занятости обучающихся. Совместно с администрацией школы определены: перспективы развития школы; этапы и содержание работы; контроль за деятельностью школы. 5 Организационная структура управления соответствует функциональным задачам и Уставу школы и направлена на создание единого образовательного коллектива единомышленников, которых сближает общая цель, заложенная в Программе развития школы, а также задачи и проблемы совместной деятельности. Общее собрание коллектива осуществляет общее руководство школой, избирается на основе положения, представляет интересы всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей). Педагогический совет руководит педагогической деятельностью в школе. Все перечисленные структуры совместными усилиями решают основные задачи образовательного учреждения и соответствуют Уставу школы. Управление школой осуществляется на основе гласности, демократии, соуправления. Основные формы координации деятельности: план работы на год; план внутришкольного контроля; план реализации воспитательной концепции школы. Организация управления образовательного учреждения соответствует уставным требованиям. Выводы: Существующая система управления образовательной организацией способствует достижению поставленных целей и задач, запросам участников образовательного процесса, реализации компетенций образовательной организации, закрепленных в ст. 26 1 и ст. 28 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 27.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция). В следующем учебном году необходимо работать над дальнейшим развитием государственно-общественного управления. 1 2 Статья 26. Управление образовательной организацией Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (п.3) 6 3.Условия функционирования МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова 2.1. Данные о контингенте обучающихся. В 2021 -2022 учебном году обучалось 38 учащихся. Количество смен – 1. Количество учащихся по ступеням: 1-4 классы – 16, 5 - 9 классы - 22. Приём и зачисление в списки учащихся производится без каких-либо испытаний и ограничений, что соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», Уставу школы. 2.2. Режим работы школы: учебный день начинать – 8.00 вход учеников в здание – 8.00 звонок на зарядку – 8.15 начало занятий – 8.30 Расписание звонков: 1 урок 8.30 – 9.15 2 урок 9.25 – 10.10 3 урок 10.20 – 11.05 4 урок 11.35 – 12.20 5 урок 12.30 – 13.15 6 урок 13.25 – 14.10 7 урок 14.20 – 15.05 Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Продолжительность перерывов 1 ступень 1 классы – 33 недели; 2-4 классы – 34 недели 1-4 классы – 5 дней; 2 ступень 5-9 классы недели 34 5-9 - 5 дней 10 мин. 10 мин. Большая перемена – 30 Большая перемена – 30 мин мин Продолжительность уроков 1 класс – 35 мин. 45 мин. (1полугодие) 1 класс – 45 мин. (2 полугодие), 2–4 класс – 45 мин. Вывод: Условия функционирования МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова позволяют качественно реализовывать образовательный процесс. 7 3. Содержание образовательного процесса Наша школа - общеобразовательное учреждение, реализующее различные образовательные программы. Согласно Уставу учреждение осуществляет образовательный процесс по следующим образовательным программам: I ступень – программа начального общего образования (нормативный срок освоения - 4 года); II ступень – программа основного общего образования (нормативный срок освоения – 5 лет). Все программы образуют целостную систему, основанную на принципах непрерывности, преемственности, личностной ориентации участников образовательного процесса. Уровень образовательных программ отвечает государственным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям, деятельность которых регламентируется Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Освоение образовательных программ на всех уровнях обучения осуществляется в соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональной квалификации учителей. Ключевые направления деятельности педагогического коллектива: 1. Обновление образовательных стандартов. 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. 3. Развитие учительского потенциала. 4. Обеспечение условий для развития здоровья детей. 5. Современная школьная инфраструктура. 6. Усиление самостоятельности школы. Выбор программ осуществляется исходя из основного концептуального подхода школы - обеспечения учеников знаниями, максимально соответствующими Федеральному компоненту государственного стандарта НОО и ООО (5 класс). Являясь базовым фундаментом всего последующего образования, школа I ступени, формируя универсальные учебные действия, обеспечивает умение учиться. Начальное образование в нашей школе закладывает основу учебной деятельности обучающихся – систему учебных и познавательных мотивов умения принимать, сохранять и реализовывать учебные цели, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для реализации задач, поставленных на начальной ступени обучения, в школе создана модель образовательной среды, которая направлена на воспитание новых ценностных установок и деятельностных способностей обучающегося. Созданная модель образовательной среды (базовый уровень образования – УМК «Школа России») начального обучения обеспечивает выявление, диагностику и мониторинг, организационное сопровождение, педагогическую поддержку, развитие и успешную многостороннюю социализацию учащихся I ступени школы с мотивацией к образовательно–социальной деятельности и с дифференцированными образовательными интересами, склонностями и способностями. 8 На ступени начального образования в 4-ом классе, реализовывался курс «Основы религиозных культур и светской этики». По результатам анкетирования выбран курс «Основы православной культуры». С целью учета качественных образовательных изменений у обучающихся в 20182019 учебном году педагогами школы проводился мониторинг знаний и умений учащихся. Результаты мониторинга учитывались в организации работы с детьми, в частности при подготовке к итоговой аттестации. Применение системно-деятельностного подхода в сочетании с современными образовательными технологиями позволило школе достичь в 2021-2022 учебном году высоких образовательных результатов. Результаты успеваемость по школе за три года видны в таблице: Оценки Учебный год Резерв Кол-во учащихся Коэфф. Качество 5 4 3 2 успева емости прочности Средний балл с с одной одной «4» «3» 2019-2020 48 100 0,4 3,5 4 4 2020-2021 50 100 0,38 3 1 6 2021-2022 38 100 0,48 3,6 2 4 4.1. Учебный план. Учебный план школы разработан на основе следующих нормативных документов: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция); - приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 г. № 1994, от 01.02.2012 г. № 74) (с изменениями и дополнениями); - приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» (с изменениями и дополнениями); - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009, 9 регистрационный номер 15785), (с изменениями от 26.11.2010 2357, от 18.12.2012 № 1060) (с изменениями и дополнениями); № 1241, от 22.09.2011 № - письма Министерства образования Пензенской области от 24.08.2012 № 01-03/0621 «Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Пензенской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования» (с изменениями и дополнениями); - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями); - приказа Министерства образования Пензенской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Пензенской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего образования» (с изменениями)» (с изменениями и дополнениями); - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями); - постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с изменениями и дополнениями); - Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Пензенской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Пензенской области от 18.08.2004 № 547(с изменениями и дополнениями); - письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. № 03413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» (с изменениями и дополнениями). Учебный план определяет перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням образования и учебным годам, ориентирован на развитие учащихся, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, на помощь им в самоопределении. Учитывалось, что МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова работает в режиме пятидневной учебной недели для учащихся 5-9 классов. 10 Начальное общее образование Учебный план для I-IV классов состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: - формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Учебный план начального общего образования МОУ ООШ им. В.А.Секина п.Шарова обеспечивает базовую подготовку учащихся по следующим областям знаний: Русский язык и литературное чтение, Иностранный язык, Математика и информатика, Обществознание и естествознание, Физическая культура, Технология, Искусство. Инвариантная часть учебного плана начального общего образования МОУ ООШ им. В.А.Секина п.Шарова представлена следующими предметами: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура. В образовательной области «Русский язык и литературное чтение» полностью реализована инвариантная часть: 1. «Русский язык»: по 3 часа в неделю в 1-4-х классах; 2. «Литературное чтение»: по 2 часа в неделю в 1-4 -х классах. 3. «Родной язык»: 0,5 часа в 1 классе; 4. «Родная литература»: 0,5 часа в 1 классе. Образовательная область «Иностранный язык» (немецкий): по 2 часа во 2-4 классах. Образовательная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «Математика» и полностью реализует инвариантную часть в 1-м классе - 4 часа в неделю, во 2-3 классах «Математика» - по 3 часа в неделю, в 4-м классе «Математика» - 3,5 часа и «Информатика и ИКТ» -0,5 часа Образовательная область «Обществознание и естествознание» в 1-4-х классах представлен предметом «Окружающий мир». Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс «Окружающий мир», содержание которого составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении, то есть то, из чего на данном этапе развития школьника складывается его представление об окружающем мире. В образовательной области «Обществознание и естествознание» полностью реализуется федеральный компонент в 1-4-х классах - по 2 часа в каждом классе. 11 Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура» и полностью реализует инвариантную часть в 1-4-х классах по 3 часа в неделю. Образовательная область «Технология» полностью реализует федеральный компонент предметом «Технология» - по 1 часу в неделю в 1-4-х классах. Образовательная область «Искусство» полностью реализует федеральный компонент предметами: • «Изобразительное искусство» - по 1 часу в неделю в 1-4-х классах. • «Музыка» - по 1 часу в неделю в 1-4-х классах. Часть, формируемая участниками образовательного процесса представлена - учебными занятиями для углубленного изучения отдельных предметов: 1. «Русский язык»: по 2 часа в неделю в 1-3-х классах, 1 час в 4 классе; 2. «Литературное чтение»: по 2 часа в неделю в 1-3-х классах, 1 час в 4 классе; 3. «Математика и информатика»: «Математика» по 1 часу во 2 и 3 классах, 1,5 часа в 4 классе, «Информатика и ИКТ» 0,5 часа в 4 классе. Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» представлена курсами: Общеинтеллектуальное направление: «В мире книг» по 34 часа в год во 2 и 3,4 классах; «Занимательная математика» - 34 часа в 3,4 классах. Общекультурное направление: «Изобразительное искусство и художественный труд» – 34 часа в год в 3 и 4 классах. Предметные области Учебные предметы Классы 1 2 3 4 1. Обязательная часть Количество часов Русский язык и Русский язык 2,5 3 3 3 литературное чтение Литературное чтение 1,5 2 2 2 Родной язык и родная литература Родной язык 0,5 Родная литература 0,5 Иностранный язык Иностранный язык Математика и информатика Математика – 4 2 4 2 4 2 2,5 Информатика Окружающий мир 2 2 2 0,5 2 Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Музыка - - - 1 1 1 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 1 Технология Физическая культура 1 3 17 1 3 19 1 3 19 1 3 19 Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого 12 2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса Русский язык и литературное Русский язык чтение Литературное чтение Математика и информатика Математика Информатика Всего 4 4 4 4 2 2 2 1 2 - 1 1 1 1 1 1,5 21 23 23 0,5 23 Внеурочная деятельность с учащимися начальных классов, реализующая ФГОС НОО Направления развития личности Наименование 2 Общеинтеллектуальное В мире книг Общекультурное 1 Классы 3,4 Количество часов 1 Занимательная математика Изобразительное искусство и художественный труд Итого 1 1 1 3 Основное общее образование Учебный план основного общего образования ориентирован на 5-летний срок освоения общеобразовательных программ основного общего образования. В 5 классе реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Учебный план для 5 класса построен на основе действующих нормативных документов, определяет годовое количество учебных часов по каждому предмету учебного плана. Состоит из двух взаимосвязанных частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть плана в 5 классе составляет - 28,5 часа в неделю (997,5 часов в год). Часть, формируемая участниками образовательного процесса, в 5 - 9 классах представлена учебными предметами: Русский язык (3,5 часа в 5 классе, по 3 часа в 6 и 7 классах, по 1 часу в 8 и 9 классах) для увеличения часов на предмет обязательной части с целью расширения знаний учащихся, развития творческих способностей, для изучения комплексного анализа текста, успешному овладению программным материалом. Литература (0,5 часа в 5 классе) для повышения уровня читательского интереса учащихся. 13 Иностранный язык (по 1 часу в 5-9 классах) для увеличения часов на предмет обязательной части с целью расширения знаний учащихся, Обществознание (1 час в неделю в 5 классе) для более свободного ориентирования в простейших закономерностях окружающей действительности, использования накопленных знаний при дальнейшем изучении курса. Литературное краеведение (1 час в неделю в 5-7 классах) введен для обеспечения этнокультурных интересов и потребностей участников образовательного процесса, для изучения краеведческих аспектов. Биология и география (в 6-9 классах по 1 часу в неделю) для усиления обязательной части в предметных областях «Естественно- научные предметы». Физика (в 7 и 9 классах по 1 часу в неделю) для усиления обязательной части в предметных областях «Естественно-научные предметы». Технология (в 5-7 классах по 1 часу в неделю) с целью формирования практикоориентированной направленности содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов. Математика (в 5-9 классах по 1 часу) для увеличения часов на предмет обязательной части с целью расширения знаний учащихся. ЗОЖ (в 8 классе 1 час) с целью пропаганды здорового образа жизни. География Пензенской области (в 8 и 9 классах по 0,5 часа) с целью изучения родного края. История Пензенского края (в 8 и 9 классах по 0,5 часа) с целью воспитания любви к Отечеству, расширения знаний по истории родного края, воспитания гражданственности через изучение истории родного края. Экология, экология Пензенского края в 9 классе 1 час. Основы выбора профиля обучения в 9 классе 1 час. Основы предпринимательства в 9 классе 0,5 часа. Семьеведение в 8 классе (1 час) с целью подготовки учащихся к семейной жизни. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Количество учебных занятий за 5 лет составляет 5848 часов. Продолжительность учебного года в 5-8 классах составляет 34 учебные недели. Предметные области Русский язык и литература литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Учебные предметы Классы Количество часов в неделю (в год) V Обязательная часть Русский язык 1,5 Литература 1,5 VIII IX 2 2 3 2 2 3 Родной язык 0,5 - - - - Родная литература 0,5 - - - - Иностранный язык 2 2 2 2 2 Второй иностранный язык 2 2 2 Математика 4 4 VI VII 2 2 Алгебра 2 3 3 Геометрия 2 2 2 14 Информатика Общественно-научные Всеобщая история предметы История России Обществознание История России География предметы Естественно-научные Биология предметы Химия Физика Музыка Искусство Изобразительное искусство 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 28 40 2 40 28 1 1 1 2 1 40 28 1 1 1 2 1 28 40 1 1 1 1 2 2 - 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 Технология Технология Физическая культура и ОБЖ Основы безопасности Физическая культура жизнедеятельности Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Русский язык и Русский язык литература Литература 1 3 1 3 1 3 1 1 3 1 3 23 9 24 9 25 10 26 10 26 10 3,5 3 3 1 1 0,5 - - - - Иностранные языки Иностранный язык 1 1 1 1 1 Математика и информатика Математика Алгебра 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Искусство Геометрия Информатика Общественно-научные Обществознание 1 предметы География Основы выбора профиля обучения Основы местного самоуправления География Пензенской области История Пензенского края Естественно-научные Биология обучения предметы 1 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1 Экология, экология Пензенского края 1 Химия Физика Искусство Технология Технология Основы предпринимательства 1 1 1 - 1 1 1 1 0,5 15 Основы духовнонравственной культуры народов России Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности Литературное краеведение 1 1 1 - - Семьеведение - - - 1 - ОБЖ - - - - - ЗОЖ - - - 1 - 32 33 35 36 36 ВСЕГО: Внеурочная деятельность с учащимися 5-9 классов, реализующая ФГОС ООО Направления развития личности Наименование Общекультурное Увлекательное чтение Мир театра Общеинтеллектуальное Инфознайка Социальное Спортивнооздоровительное Классы 5 6 7 1 1 1 1 8,9 1 Решение нестандартных задач Практическое обществознание Веселые старты 1 Итого 2 1 1 2 2 2 4.2. Сведения о реализации инновационных программ и технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий: Единое информационно-образовательное пространство управления, информационно-коммуникационное обеспечение деятельности администрации и педагогического коллектива и информирование о результатах деятельности всех участников образовательного процесса через сайт школы. Электронная форма ведения документации образовательного учреждения, «Электронный дневник». 5. Воспитательная система В школе ребёнок не только учится, но и живёт полнокровной жизнью, занимается разнообразной деятельностью, спортом, трудом, получает опыт социального взаимодействия, развивает организаторские способности. 16 Чем разнообразнее и богаче школьная жизнь, тем больше возможностей она создаёт для развития ученика и его самореализации. Гарант полноценной жизни и развития учащихся – наша школьная система. Воспитательная работа в 2021 – 2022 учебном году строилась по следующим направлениям: - Гражданско-патриотическое; - Нравственное и духовное во; - Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; - Интеллектуальное воспитание; - Здоровьесберегающее воспитание; - Социокультурное и медиакультурное воспитание; - Культуротворческое и эстетическое воспитание; - Правовое воспитание и культура безопасности; - Воспитание семейных ценностей; - Формирование коммуникативной культуры; - Экологическое воспитание. Педагогический коллектив школы видит своего выпускника физически и психически здоровой личностью, ответственным за поведение в обществе и природе гражданином, культурным, готовым самореализации в жизни, со сформированным у него ценностным отношением к таким понятиям, как семья, Отечество, культура. В нашей школе гражданско-патриотическое направлении воспитательной работы является приоритетным. Главная цель её – формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. С целью формирования чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважения к истории наших предков, гордости за подвиги наших дедов и прадедов проведены во всех классах классные часы, посвященные 77-летию Великой Победе. Тамбовцева С.Е. (1,4 классы) провела экскурсию по комнате боевой славы, где ребята смогли познакомиться с фотографиями и историями о жизни своих прадедушек и прабабушек, а также организовала поездку в историко-архитектурный музей с.Поим. Среди младшеклассников прошел конкурс стихов о Великой Отечественной войне, подготовила и провела устный журнал «Дорогами войны», на который были приглашены женщины, бывшие во время войны детьми. Они поделились с ребятами горькими воспоминаниями того далекого времени. Пожелали, чтобы наше поколение никогда не испытало тех трудностей и горестей, выпавших на долю детей военного времени. Кандрина О.Н. познакомила восьмиклассников с презентацией «Дети войны», а учащиеся в память о погибших во время войны исполнили стихи и песни. Учащиеся 1-9 классов вместе с учителем литературы Братынкиной Е.А. и классными руководителями приняли участие во Всероссийской акции «Читаем детям о войне». Многие ученики школы приняли участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк». Все учащиеся школы приняли участие в вечере памяти «Поклонимся великим тем годам», посвященном Дню Победы (Хнаева М.В.) Целью данного мероприятия стало расширение знаний детей о войне, воспитание уважения к защитникам Родины, развитие патриотических чувств. Совет отцов принял активное участие в военно-спортивной игре «Зарница», ребята гордились достижениями 17 своих отцов, а папы с большим удовольствием вспоминали школьные годы, соревновались в различных эстафетах, с азартом искали флаг. А учащиеся начальных классов никому не позволили найти флаг. С раннего детства начинается процесс воспитания и самовоспитания личности, т.е. социализация человека, который, в частности заключается в усвоении принятых обществом моральных и правовых норм. Это активный и действенный процесс, он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но также выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе. Большое место в школе занимают классные часы по правовому воспитанию. В 6 классе (Лявина Н.В.) проведен устный правовой журнал «Право и жизнь», в 7- 8 классах (Братынкина Е.А.) классный час «Домострой: вчера, сегодня, завтра», в 4 классе (Тамбовцева С.Е.) организована деловая игра «Главные вопросы», посвященная изучению «Всеобщей декларации прав человека». Одним из факторов формирования патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества, чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважение к традициям своего народа. С этой целью учащиеся школы регулярно посещают музей – заповедник «Тарханы», музей В.Г.Белинского, Наровчатский Троице – Сканов женский монастырь, историко – архитектурный музей с. Поим, музей А.П. Анисимовой, краеведческий музей, музей народного творчества, картинную галерею имени Савицкого г.Пензы, музей живой воды в Куваке( классные руководители Братынкина Е.А., Медведева М.В., Кандрина О.Н., Лявина Н.В.) В школе ведётся всесторонняя подготовка будущего семьянина. Делается это дифференцированно, общими усилиями школы и семьи. С учащимися первой ступени обучения проводятся семейные праздники, чайные посиделки, дети с удовольствием изготавливают своими руками подарки родителям к праздникам, пишут поздравления и сочинения. Со школьниками среднего звена проводятся классные часы «Ты и твои родители», «Отчий дом», «Святое имя – мама». В рамках проведения Года литературы школой были проведены классные часы и мероприятия, направленные на привлечение внимания общества к литературе . Классные руководители и учителя русского языка и литературы старались напомнить, что читать – нужно, полезно и модно. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Все ценности он черпает из книг. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение. Под руководством Кандриной О.Н. и Братынкиной Е.А. учащиеся 5-8 классов приняли участие в региональном проекте PRO-чтение, выступив с проектом «Детские журналы: вчера и сегодня», в 7 классе прошла встреча с родителями, на которой активно обсудили основное проблемы сказки для взрослых А.Экзюпери «Маленький принц». Учащиеся 6 класса проанализировали, какие периодические издания пользуются популярностью среди современных подростков. В течение года ребята совершали экскурсии в библиотеку поселка Шарово, учащиеся посетили детскую библиотеку г.Белинского, Колатушина Н., Бухарев Е. стали её активными читателями 18 В 8 классе (классный руководитель Медведева М.В.) с целью расширения представлений детей об окружающем мире, семье, родных и близких людях проведен классный час «Дверь в детство». Учащиеся заранее побеседовали со своими родителями об их днях детства, оформили рассказы в большую книгу «Детство моих родителей», подготовили одноименную фотовыставку, пригласили родителей, которые приняли активное участие в конкурсах праздника. А подарками за победу становились любимые в детстве песни родителей в исполнении детей. Шоу-конкурс «Родительский дом – начало начал» в этом же классе стал незабываемым праздником как для детей, так и для их родителей. Родители не только подготовили приветствие, исполняли песни о семье, но и участвовали в спортивных эстафетах, ни в чем не уступая ребятам. Весь год родители были активными помощниками Тамбовцевой С.Е. (1 и 4 классы). Мамы и папы вместе с детьми готовили поделки к различным конкурсам, представляли сказочных героев на днях именинников и новогоднем карнавале, исполняли песни к различным праздникам. Кузнецова В.С.(2 и 3 классы) большое внимание уделяет общению детей с природой. И родители – главные их помощники. Вместе они в любое время года: летом - на рыбалке, зимой – на горе с санками, весной и осенью – на экскурсиях. Дети сегодня – самая уязвимая часть общества, открытая для всех опасностей и угроз. Поэтому объективной жизненной потребностью стало формирование безопасного образовательного пространства. Одной из задач работы школы является профилактика правонарушений. С этой целью была организована встреча с участковым Сорокиным С.В.. В течение всего учебного года с «трудными» детьми проводилась определённая работа. Неблагополучные семьи находятся на контроле администрации школы и классных руководителей. На заседания совета школы приглашались родители Козлова Н. Социальная значимость здоровья учащихся в настоящее время особенно велика. Оно стало объектом государственной политики в области образования. Укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовки воспитанников, пропаганда здорового образа жизни – составное звено всей работы нашего педагогического коллектива. Особое место отводим массовым спортивным мероприятиям. Возрождаем и развиваем народные спортивные игры: лапта, городки. В течение года проводились «Весёлые старты» среди учащихся начальных классов, кроссы, эстафеты, Дни здоровья в 5 – 9 классах, совместные праздники с родителями, участие в областных акциях «Красота. Здоровье. Грация», «Стартуем вместе». Совет отцов организовал и принял участие в ряде спортивных игр: волейбол между сборными командами учащихся 7 – 9 классов, выпускников школы и родителей, футбол между учениками 5 – 9 классов. Команда школы заняла 1 место в районных соревнованиях по лыжным гонкам в зачет районной Спартакиады учащихся общеобразовательных школ, 3 место в районных соревнованиях по легкой атлетике среди учащейся и студенческой молодежи на призы главы администрации Белинского района, посвященной Дню знаний, 3 место по мини-футболу. Воспитывая у детей правильную нравственную позицию, личность, умеющую отвечать за свои поступки, формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение этих ценностей – эти задачи ставил перед собой коллектив школы, работая по направлению нравственного воспитания. С целью показать значение творческого отношения к делу каждого ученика, 19 развивать инициативу и самостоятельность, воспитывать ответственность и аккуратность, обязательность в выполнении порученного дела организовано коллективное творческое дело «Визитка класса». Каждый класс представил свой коллектив: назвали девиз, познакомил с планом работы, задачами на учебный год. В 5 классе (Лявина Н.В.) прошла презентация класса, были приглашены учителя-предметники, которым предстояло принять участие в конкурсах, а ребята подготовили концертную программу, показали, чему успели научиться. Старшеклассники посвятили младших товарищей в пятиклассники, вручив эмблемы и медали. Ребята 2 класса (Кузнецова В.С.) пригласили своих друзей из 3 и 4 классов на праздник, посвященный хлебу. Ко дню пожилого человека при участии Совета бабушек Медведева М.В. (5 и 6 классы) подготовила классный час «Вот какие бабушки у нас»», целью которого стало формирование потребности в общении взрослых и детей, необходимости друг другу, уважительного отношения к пожилым людям, воспитание доброты, понимания, сострадания и великодушия. Трудовая деятельность является одним из основных элементов в жизни человека. Коллектив школы ставил перед собой задачу – воспитывать потребности трудиться, ответственность за выполненную работу. Наши учащиеся принимают участие в субботниках по благоустройству и уборке территории, выращивают и убирают урожай с пришкольного участка. Принимали активное участие в районной выставке-продаже «Школьное производство», за что отмечены дипломом 2 степени в номинации «Самый большой овощ» Важной частью системы воспитательной работы являются школьные традиции: «День знаний» (Кузнецова В.С.), «Осень – краса» (Хнаева М.В.). Командиры активно готовились, готовили букеты, соревновались в знании осенних примет, организовали показ оригинальных моделей осенней одежды. Подготовка и приведение новогодних праздников всегда вызывает радостное волнение у детей и взрослых. «А ну – ка, бабушки!» - под таким девизом прошёл вечер, посвящённый 8 Марта. Были приглашены бабушки, которые показали, что они самые лучшие: помогают воспитывать своих внуков, умеют вести хозяйство, замечательно поют и сочиняют стихи. «Песни, опаленные войной» - конкурс военной песни, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Пригласили на праздник ветеранов труда, которые поделились воспоминаниями о военных трудовых буднях. Щенникова М.А. прочитала стихи собственного сочинения. Член Совета отцов Тамбовцев А.Ю. под гитару исполнил любимые песни ветеранов. Учебный год завершается традиционными праздниками Последнего звонка и выпускным вечером (Братынкина Е.А.), которые были подготовлены при тесном сотрудничестве с родителями выпускников. Активно работали в школе советы общественности. Совет отцов оказывал помощь классным руководителям в проведении профилактической работы с учащимися и родителями, состоящими на внутришкольном учете, принимал участие в проведении профилактических рейдов, помогал в организации дежурств при проведении общешкольных мероприятий для поддержания порядка и обеспечения безопасности, активно участвовал в спортивных мероприятиях, ремонте учебных кабинетов. Совет бабушек помогал в разрешении спорных вопросов, относящихся к воспитанию детей, 20 содействовал в организации кружковой работы с детьми, творческих мастерских, работы на пришкольном участке. Семейный клуб «Дружная семья» добровольно объединил две семьи из 6 класса, возглавляет клуб Лявина Н.В., она с большим успехом организует совместные дела и акции, привлекая к работе учащихся и родителей всего класса. Таким образом, в клубе прошли семейные праздники «Мама, папа, я – музыкальная семья», «Мама – какое прекрасное слово!», работали творческие мастерские, организовывались конкурсы и викторины. В школе работали отряды юных друзей правоохранительных органов: «Юные инспектора дорожного движения», «Юные экологи», «Юные друзья полиции». Ребята из отрядов содействовали школе в воспитании у учащихся культуры поведения на дороге, в природе, в общественных местах. Принимали участие в районных конкурсах и викторинах, отмечены грамотами и благодарностями. Через систему факультативов, кружков, спортивных секций школа целенаправленно приобщает учащихся к культурной деятельности, стимулирует духовный рост ребят, важнейшим результатом этой работы является формирование активной и сознательной гражданской позиции. В школе есть много учеников, обладающих оригинальными способностями к самым различным видам деятельности, и наша задача - развить их, помочь «найти себя». В этом помогает нам дополнительное образование. Проводились конкурсы внутри школы, ребята принимали участие в районных и областных конкурсах. Учащиеся 7-9 классов приняли участие во Всероссийской олимпиаде по основным предметам, изучаемым в школе. Работы Кугушевой Я. и Дубанов К. отмечены грамотами за участие в районном конкурсе детского рисунка «Мир заповедной природы», Братынкина Е. заняла 3 место в районном конкурсе «Безопасное движение» в номинации «Кроссворд», Кудрявцева Е. заняла 2 место в номинации «Поделка». Кандрин В. и Братынкина Е. 3 и 2 место конкурсе «Мир заповедной природы» в номинации «Фото», наши учащиеся приняли участие в конкурсе «Пожарная безопасность глазами детей», составили презентации «Огонь- друг или враг». ГБУ ПО «Редакция газеты «Сельская новь» проводила фотоконкурс «Я у мамы самый-самый», на который отправили фотографии учащиеся Табаров М, Щенникова А. В рамках проекта «Танцующая школа» организованы занятия для группы учащихся, которые разучивают вместе с руководителем Хнаевой М.В. различные танцы и выступают с ними на мероприятиях в школе и сельском Доме культуры. Предметные недели в школе проходят под девизом: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием». В рамках интеллектуального марафона, с учётом возрастных особенностей учащихся, использовались разнообразные виды и формы работы учителями русского языка и литературы (Братынкина Е.А., Кандрина О.Н.): - конкурс чтецов «Моё любимое стихотворение»; - литературная викторина; - лингвистический КВН Конкурс чтецов показал, что в школе немало ребят, умеющих выразительно читать, и немало тех, кто стремится делать это правильно. Этот конкурс дал богатый материал для 21 размышления педагогам: как лучше поставить работу по обучению выразительному чтению. Учитель математики Медведева М. В. предусматривала в основном интегрированные мероприятия: - интегрированный КВН (физико – математический); - турниры смекалистых. В ходе недели географии, биологии и химии (Канисева Г.В., Лявина Н.В.) прошли следующие мероприятия: выставка из природного материала «Как прекрасен этот мир», защита реферата по экологии, вечер: «Край мой пензенский». Данные мероприятия способствовали формированию экологической культуры школьников, любви к природе, родному дому, привитию интереса к предмету. В течение всего учебного года функционировало методическое объединение классных руководителей. Задачами данного объединения было обобщение и распространение передового опыта классных руководителей, повышение их профессионального мастерства. Классными руководителями были подготовлены выступления по теме «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога» (Тамбовцева С.Е.), «Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей» (Кандрина О.Н.), «Организация работы классного руководителя по изучению методики проведения презентации портфолио – как средство самовыражения учащегося в системе личностно – ориентированного образования» (Братынкина Е.А.) Сравнительный анализ основных показателей работы школы позволяет сделать вывод о стабилизации или некоторых позитивных изменениях в учебно – воспитательном процессе. Однако, несмотря на явное наличие факторов успешности деятельности коллектива, продолжает существовать разрыв между достигнутыми и желаемыми результатами. Особую тревогу вызывает состояние здоровья детей. Вопреки применяемым мерам по укреплению здоровья, снижению перегрузки учащихся, исполнению новых норм и правил СанПиН за год произошёл рост количества отклонений в состоянии здоровья школьников. Данная ситуация прежде всего связана с социально – экологическим положением семей. Но вместе с тем учителя школы способны повлиять хоть бы на такие показатели, как осанка, зрение, сердечно – сосудистая система школьников, за счёт неукоснительного соблюдения норм санитарно – гигиенического режима, физкультурно – оздоровительных мероприятий, более настойчивой пропаганды среди учащихся и их родителей, здорового образа жизни и вовлечение детей в спортивные секции, увеличения двигательной активности, предупреждение стрессовых ситуаций, применения особой организации учебного процесса, создание благоприятного эмоционального климата, способствующего решению личностных проблем каждого ребёнка. 5.1. Педагогическое взаимодействие с родителями обучающихся 1.Организация работы родительского комитета школы. 2. Изучение воспитательного потенциала семей, условий жизни обучающихся. 3. Индивидуальная работа с различными категориями родителей обучающихся: работа с родителями, уклоняющимися от выполнения родительского долга в воспитании детей, нарушающими нравственные нормы жизни; 22 4. 5. 6. 7. 8. 9. работа с многодетными семьями; работа с неполными, потерявшими одного из кормильцев; работа с родителями, потерявшими работу; работа с родителями, нетрудоспособными по состоянию здоровья; работа с семьями «проблемных детей»; работа с семьями одарённых детей; работа с родителями будущих первоклассников. Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания детей, проблемам кризисных периодов в жизни ребёнка в школьные годы. Педагогическое просвещение родителей (организация деятельности университета педагогических знаний для родителей). Проведение общешкольных родительских конференций: «Взгляд родителей на проблемы школьной жизни», «Знаем ли мы наших детей». Профилактика отчуждения родителей от школы: проведение родительских собраний «Подумаем вместе над проблемами»; дни открытых дверей для родителей «Знаем ли мы наших детей?»; привлечение родителей к укреплению здоровья детей. Участие родителей в подготовке и проведении праздников школы, организация досуга детей. Родительские акции. Акция «Поддержка» (оказание материальной и моральной помощи детям, попавшим в трудную ситуацию). Вывод: Воспитательная работа, проводимая в школе, довольно успешна, но тем не менее в 2022-2023 учебном году необходимо: активизировать работу по вовлечению большего числа родителей в жизнь школы; поддерживать активные творческие семьи; продолжать сотрудничество с учебными заведениями, при проведении профориентационной работы; изучать интересы учащихся и активизировать работу по удовлетворению информационных запросов выпускников; вести активную работу по поддержке творческой активности учеников и раскрытию новых талантов; продолжать работу по профилактике правонарушений среди подростков. 6. Условия обеспечения образовательного процесса 6.1. Участие преподавателей в научно – методической работе Методическая работа в 2021-2022 учебном году представлялась разноплановой, поэтому подход к реализации задач осуществлялся индивидуально. Учителя школы, работая над темой методического объединения «Повышение профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством 23 образовательного процесса в условиях введения ФГОС основного общего образования», реализовывали её через разнообразные формы работы: 1. Выступления на заседаниях методического объединения. В текущем году учителя школы приняли участие в 3 плановых заседаниях. В ходе заседаний изучались нормативно-правовые документы, касающиеся организации обучения и воспитания учащихся, велась работа по повышению квалификации учителей путем выступления педагогов с докладами, обмена опыта, проведения открытых уроков. Тематика заседаний, выбор тем были обоснованы переходом на ФГОС, рядом потребностей и пожеланий педагогических работников. Педагоги выступили с докладами по следующим темам: Борисова В.В. «Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания». Кандрина О.Н. «Пути повышения функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы». Канисева Г.В. «Метапредметный подход в преподавании географии». Привалова С.М. «Модель урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС». Братынкина Е.А. «Использование проблемно – поискового метода на уроках русского языка и литературы». Медведева М.В. «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики». Лявина Н.В. «Здоровьесберегающие техенологии на уроках физической культуры». Анализ методической работы актуальными вопросы, связанные с: за прошедший год показал, что остаются применением методик проблемного и личностно-ориентированного преподавания различных предметов; применением активных методов и форм обучения; изучением методик анализа и на его основе выявления и устранения недостатков в своей работе и пробелов в знаниях учащихся. 2. Работа по самообразованию. Все учителя совершенствуют свой профессиональный уровень, самообразованием. работать над Темами самообразования у учителей – предметников в истекшем учебном году были следующие: Борисова В.В. «Проблемное обучение на уроках истории». 24 Кандрина О.Н. «Развитие орфографической зоркости у учащихся». Привалова С.М. «Внедрение проектного метода обучения на уроках технологии». Медведева М.В. «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития инициативы, мотивация учащихся с целью повышения качества образования». Лявина Н.В. «Изучение здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры». Братынкина Е.А. «Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы по ФГОС ООО». Весь материал по проблеме систематизируется в портфолио по разделам, с набором открытых уроков и мероприятий, мониторингом ЗУН и воспитанности обучающихся, затем используется при аттестации. 3. Аттестация учителей. В 2018-2019 учебном году аттестованы 2 учителя начальных классов. 4. Одной из самых эффективных форм совершенствования педагогами своего мастерства остаются открытые уроки, взаимопосещения уроков. Педагогами были даны следующие уроки: Урок русского языка в 5 классе «Имя прилагательное как часть речи». (Братынкина Е.А.) Урок – практикум по технологии в 5 классе «Выполнение образцов вышивки. Вышивка монограммы». (Привалова С.М.) Урок географии (Всероссийский экологический урок) в 5 – 9 классах «Арктика – фасад России» (Канисева Г.В.) Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» (Медведева М.В.) Урок русского языка в 6 классе «Глагол – необыкновенная часть речи» (Кандрина О.Н.) Приятно отметить, что уроки наших педагогов сориентированы не только на систему знаний, но и на самообразование, что очень важно для адаптации ученика в современном обществе. Знание и соблюдение единых требований к организации учебной деятельности свидетельствуют о профессиональной компетентности педагогов и их огромном профессиональном потенциале. 5. Внеклассная и внеурочная работа. Одной из главных задач нашей школы, помимо обеспечения качества образования, является обеспечение индивидуальных запросов учащихся, развитие их творческих способностей. Этому во многом способствует дополнительное образование, внеклассная деятельность по предметам. 25 Вся работа учителей-предметников в данном направлении ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников. Основные направления данной деятельности: - дополнительное образование; - организация предметных олимпиад; - проведение предметных недель; - организация и участие в мероприятиях, конкурсах различного уровня. Учителя школы ведут внеурочную деятельность, о которой указывалось выше. В рамках организации дополнительного образования в школе работают следующие кружки: «В ритме танца» (рук. Хнаева М.В.); «Бисероплетение» (рук. Лявина Н.В.) Основной формой привития любви к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, он стремится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием. В школе прошли предметные недели: Математики и физики. Русского языка и литературы. Иностранного языка. Неделя безопасности. Истории и обществознания. Географии, биологии и химии. Музыки, ИЗО и технологии. Информатики и ИКТ. Проведённые в рамках предметных недель мероприятия были интересны по форме и содержанию. Учителя продумывали содержание и характер заданий таким образом, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровню развития способностей учащихся. При разработке мероприятий педагоги использовали задания, которые требовали от учащихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого применения. Именно такие задания вызывали у учащихся наибольший интерес. Интересными и полезными для учащихся стали познавательные задачи, для решения которых можно было предложить несколько вариантов ответов, различные игры и конкурсы. Это позволяло учащимся проявить свои творческие способности. 26 6. Курсы повышения квалификации. План повышения квалификации учителей – предметников выполнен на 100%. В прошедшем учебном году прошли курсы, следующие учителя: Кузнецова В.С. и Тамбовцева С.Е. - курсы по программе «Формирование информационно-коммуникативной среды для организации проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС начального общего образования». 6.1. Инновационная деятельность учреждения Школа использует инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющих значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса. Приоритетными направлениями развития являются: «Научно-методическая работа в школе как основа развития ОУ и повышения качества образования». «Информатизация образования как системообразующий компонент школы». «Интеграция образовательного и воспитательного пространства школы». «Модернизация учебного процесса». Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, позволяющие повышать качество образования, эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. 6.2. Использование технологий по ступеням образования: Начальная школа Основная школа Здоровьесберегающие Проектные методы технологии обучения Проблемное обучение Исследовательские Технология методы обучения использования в ИКТ технологии обучении игровых Дебаты методов: ролевые, деловые, обучающие Использование игровых игры методов Система инновационной Здоровьесберегающие оценки «портфолио» ИКТ технологии 27 1.4. Кадровый потенциал МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова Итоги аттестации педагогических работников 11% высшая 11% первая 22 % соответствие занимаемой должности молодые специалисты Образовательный уровень педагогов 100% 80% Высшее 60% Среднее профессионально е 40% 20% 0% Возрастной состав педагогов МОУ от 50 до 60 лет от 40 до 50 лет от 30 до 40 лет до 30 лет 0% 10% 20% 30% 40% 50% 28 Поставленные перед педагогическим коллективом задачи, выполнены практически в полном объеме, чему способствовали: спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса; анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающий качество результативности обученности учащихся; выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности. Высшей формой коллективной методической работы школы является педагогический совет. При подготовке тематических педсоветов в школе создается творческая группа учителей, которые подбирают информацию, формулируют вопросы и проблемы для обсуждения. В 2021 – 2022 учебном году было проведено 6 педсоветов, из них три тематических, связанных с проблемой школы и задачами на текущий учебный год. Формы проведения педагогических советов были разнообразны. Наряду с традиционными, использовались такие активные формы: работа в творческих микрогруппах; демонстрация фрагментов уроков по проблеме педсовета, их анализ; анкетирование, обсуждение результатов; диагностирование по проблемам. В школе создан методический совет, план работы которого подчинен задачам методической работы и соответствует методической теме школы. В него вошли директор школы, педагог-организатор, учителя-предметники. Директор Педагогорганизатор Педсовет Совет школы Приоритетные направления методической работы школы на 2021-2022 учебный год: обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с целью достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС ООО; информационное обеспечение образовательного процесса; 29 обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта; обеспечение внеклассной работы по учебным предметам; совершенствование методов отслеживания качества образования; работа над повышением профессионального имиджа учителя и школы. Работа методического совета основывалась на общей воспитательнообразовательной цели школы, состоящей в развитии личности ученика и учителя, и строилась в тесном контакте с методическими объединениями, через педсоветы, «круглые столы», семинары. На каждом заседании методического совета подводились итоги работы учителейпредметников: над повышением качества знаний, умений и навыков учащихся; по предупреждению неуспешности в обучении, с учащимися с повышенной учебной мотивацией. План работы методического совета на 2021-2022 учебный год выполнен полностью. Вывод: Условия обеспечения образовательного процесса (научно-методическое обеспечение, кадровый потенциал) соответствуют требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО (5 класс); ГОС – до завершения реализации в 6-9 классах; отвечают нормам действующего законодательства и позволяют качественно организовывать образовательный процесс. В 2022-2021 учебном году продолжать создавать условия для педагогов школы по прохождению аттестации и курсовой переподготовки; стимулировать педагогов к участию в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, публикации материалов из опыта работы. Вести целенаправленную работу по созданию страничек педагогов школы на школьном сайте. Продолжать организацию внутришкольного повышения квалификации педагогов на основе их участия в методических объединениях, семинарах и мастер-классах. 2. Информационно – технологическое обеспечение 7.1. Библиотечный фонд Библиотека школы занимает помещение площадью 12 кв.м. количество читателей – 47, их них 9 – работники школы, остальные учащиеся. Что составляет 100% от количества всех учащихся. Книжный фонд составляет 2500 экземпляров. Школьная библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвует в учебновоспитательном процессе, обеспечивает использование библиотечно – информационных ресурсов учащимися и педагогическим коллективом. Библиотека ставит перед собой следующие задачи: 1. Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения 2. Поддерживать и содействовать образовательным целям, сформированным в концепции школы и школьной программы 30 3. Воспитывать гражданственность, уважение к правам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формировать стремление к здоровому образу жизни. Проводится работа по ознакомлению с книжными выставками. Были организованы следующие выставки: «Для вас, родители!», «Здравствуй, осень золотая», «Что за прелесть эти сказки!», «И грянул бой!», «Знакомьтесь, я - новая книга», «Родителям о семье», «На краю пропасти», «Птицы – наши друзья» С учащимися 5-6 классов провела библиотечный урок «Книжкины именины». Среди удавшихся мероприятий хочется отметить конкурс: «Книга – твой лучший друг», посвящённый международному дню школьных библиотек; литературную игру «Сказки Пушкина» (4 класс); краеведческую игру «Знаешь ли ты свой край» (8-9 классы). Такие мероприятия воспитывают и поддерживают искры любви к родному краю, учат знать и уважать свою культуру, традиции и обычаи малой родины. Помогают осознать причастность к истории своего народа. Анализ состояния учебно – воспитательного процесса, причин негативных явлений и нерешённых проблем даёт основание выделить следующие приоритетные направления и первоочередные задачи на новый учебный год: - развивающее личность образования; - формирование здорового образа жизни; - содержание образования, обеспечивающее качественный его уровень; - вариативность программ, учебников, учебных курсов и профилей образования - индивидуализация работы с учителями, учащимися, родителями; - использование инновационных технологий; - развитие системы воспитания 8. Сведения об уровне подготовки и результатах ГИА выпускников 9 класса. Основной целью ГИА является внедрение в общеобразовательную сферу единых стандартов оценки знаний выпускников 9 классов. Основными направлениями подготовки были сдедующие: 1. Предметно-образовательный модуль – представлен комплексом факультативных и дифференцированных занятий, обеспечивающих уровень усвоения предметного материала выше базового уровня. 2. Контрольно-оценочный модуль – представлен вариативной системой оценивания уровня обучения учащихся, включаю тестовые, контрольно-оценочные, тренировочные КИМы. К государственной (итоговой) аттестации были допущены все выпускники 9 класса. Выпускники принимали участие в государственной (итоговой) аттестации по обязательным предметам (русский язык и математика), предметам по выбору (обществознание и география) в условиях независимого оценивания. Качество знаний учащихся составило – 100%, успеваемость –100%. По результатам обязательных экзаменов можно сделать вывод: по русскому языку ученицы (100%) повысили годовую оценку, по математике - подтвердили (100%). По предметам по выбору надо отметить, 31 что по обществознанию – одна выпускница понизила годовую оценку, а по географии – подтвердили свои годовые оценки (100%) Таким образом, результаты ГИА по русскому языку и математике в форме независимого оценивания позволяют дать качественную оценку развитию и совершенствованию учебно-воспитательного процесса в нашей школе через интегративное взаимодействие всех субъектов образования на основе обновления содержания образования, планирования и организации учебной деятельности, с целью создания высокого уровня образовательной успешности каждого обучающегося школы. Вывод: Качество образования выпускников соответствует требованиям ГОС. Продолжать вести систематическую и целенаправленную работу по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации. 9. Заключение Самообследование МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова показало, что организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности, структура и система управления, реализация образовательной программы, оценка качества образования, условия образовательного процесса в школе в целом отвечают современным требованиям. Вместе с тем, существует ряд проблем, над решением которых предстоит работать в следующем учебном году. Исходя из этих проблем, можно выделить задачи работы школы на 2021-2022 учебный год: В области организационно-правового обеспечения образовательной деятельности: - обновление и пополнение нормативной базы по введению ФГОС ООО; - внесение изменений и дополнений в основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО; - приведение локальных актов в соответствие с новыми требованиями. В области системы управления: - дальнейшее развитие государственно-общественного управления, созданием дополнительных звеньев структуры ГОУ. В области реализации образования: образовательной программы, оценки качества - создание условий для реализации потенциала одаренных детей; - совершенствование работы педагогов по повышению качества знаний учащихся, по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации; - развитие информационно-образовательной среды; - совершенствование работы школьного сайта; - совершенствование школьной системы оценки качества образования. 32 В области воспитательной системы: - активизация работы по вовлечению большего числа родителей в жизнь школы; - поддержка активных творческих семей; - сотрудничество с учебными заведениями, при проведении профориентационной работы; - изучение интересов учащихся и активизация работы по удовлетворению информационных запросов выпускников; - совершенствование работы по профилактике правонарушений среди подростков. В области обеспечения условий образовательного процесса: - создание условий для педагогов школы по прохождению аттестации и курсовой подготовки; - стимулирование педагогов к участию в профессиональных конкурсах, научнопрактических конференциях, публикации материалов из опыта работы; - создание страничек педагогов школы на школьном сайте; - организация внутришкольного повышения квалификации педагогов на основе их участия в методических объединениях, семинарах и мастер-классах; - обновление и пополнение библиотечного фонда; - дальнейшее оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС. 33