РП Разговоры о важном 5-9 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее – программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во
внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:


в формировании его российской идентичности;



в формировании интереса к познанию;



в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;



в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных правовых норм;



в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;



в развитии у школьников общекультурной компетентности;



в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;



в осознании своего места в обществе;



в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;



в формировании готовности к личностному самоопределению.

Цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном" является частью содержания внеурочной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует
отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны
обеспечить реализацию их назначения и целей.

Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что
учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение
учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.

Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии,
педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация.
Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся,
целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.

Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.

Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением)
гимна Российской Федерации.

Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При
подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три
структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть – заключительная.

Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.

Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной
информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).

В заключительной части подводятся итоги занятия.

Содержания занятий внеурочного курса.

Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего – значит понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни
определённость, наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Будущее России – это образ сильного и независимого государства, благополучие которого
напрямую зависит от наших действий уже сегодня. День знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования, которое является
основой позитивного образа будущего, ведь в условиях стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу
со временем.

Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС. Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее
мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными оставались его
государственный статус и функции – быть источником достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического
мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.

Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки. Вклад РЖД в совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный,
безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным транспортом.

Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов
питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют
обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство — это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными
технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми устройствами. Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).

День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего
поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества. Учитель –
советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников.

Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической
памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны
против нашей страны.

Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный
подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого
человека. Проекты, в которых младший школьник может проявлять свою ответственность и заботу о других.

Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого гражданина страны. Крепкая семья – защита и забота каждого члена семьи о своих
близких. Образ крепкой семьи в литературных произведениях. Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие
в семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам,
забота о них.

Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей,
кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм
– это вид путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций.

Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны,
процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?

С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие.
Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых
чувств и заботы об окружающих.

День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. Материнство – это
счастье и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Как
поздравить маму в её праздник – День матери?

Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из
истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское,
цифровое и т. д. Зооволонтёрство – возможность заботы и помощи животным.

День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества
героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья, спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других.
Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО –
защитники будущего нашей страны.

Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. Что
такое права и обязанности гражданина? От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные
примеры).

Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних
игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.

День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной
степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей
многих профессий. Школьные средства массовой информации.

День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции. История основания Московского государственного университета имени
М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и самореализации. Наука: научные открытия позволяют
улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди.

БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие
стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни
общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира.

Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается для успешного развития экономики России? Учиться сегодня нужно так, чтобы суметь
в дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться на использование новых цифровых технологий там, где их раньше никогда не было.

Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы
и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает
хорошими знаниями и критическим мышлением. Правила безопасного использования цифровых ресурсов.

Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.

Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы России: представление о природных особенностях Арктики. Зима в Арктике самая
холодная, снежная и суровая. Животные Арктики. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот,
развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.

Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе –
труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.

Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о
собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития массового спорта в России.

День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией
Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и самореализации.

Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между
поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и
понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире.
Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.

Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими
природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному 14 краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне.
Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и культуру.

Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли.
Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в
освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.

Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история
развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды
российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.

Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения
российской медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их
уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу.

Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и
настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много
трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту?

80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая
память: память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы
войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.

Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские общественные организации разных поколений объединяли и объединяют
активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и ощущают себя частью
большого коллектива. Знакомство с проектами «Орлята России» и Движение Первых.

Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные ценности России,
объединяющие всех граждан страны.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для
решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде, распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую,
видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать
возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления, подбирать
иллюстративный материал к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат. В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать
действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач
учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из
главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о
нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого
этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека; формирование первоначального представления о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста. Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой России.

Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме,
развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе;
формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; формирование первоначальных представлений о природных и социальных
объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы; формирование основ
рационального поведения и обоснованного принятия решений; формирование первоначальных представлений о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях
населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного
культурного и природного наследия в России, важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и
обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе
на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о
природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов образовательной организации и сети Интернет, получения информации из источников в
современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в
окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и
опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного
отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий
человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в
поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и
условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания, осознание,
что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни,
человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание»,
«прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории
России, современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства,
знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях,
конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных материалов и средств художественной выразительности
изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные особенности
художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов
материальной культуры. Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека,
физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать со
сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-9 КЛАССЫ
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

1

Образ будущего. Ко Дню знаний

2

Век информации. 120 лет.
Информационному агентству России
ТАСС

Количество
часов

Основное содержание

Основные виды
деятельности

Цифровые ресурсы

1

Иметь позитивный образ
будущего – значит
понимать, к чему
стремиться, и осознавать,
что это придаёт жизни
определённость, наполняя
её глубокими смыслами и
ценностями. Будущее
России – это образ
сильного и независимого
государства,
благополучие которого
напрямую зависит от
наших действий уже
сегодня. День знаний –
это праздник, который
напоминает нам о
важности и ценности
образования, которое
является основой
позитивного образа
будущего, ведь в условиях
стремительных изменений
в мире крайне важно
учиться на протяжении
всей жизни, чтобы идти в
ногу со временем.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Информационное
телеграфное агентство
России (ИТАР-ТАСС) –
это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

цитируемых новостных
служб страны. Агентство
неоднократно меняло
названия, но всегда
неизменными оставались
его государственный
статус и функции – быть
источником достоверной
информации о России для
всего мира. В век
информации крайне важен
навык критического
мышления. Необходимо
уметь анализировать и
оценивать информацию,
распознавать фейки и не
распространять их.

3

Дорогами России

1

«Российские железные
дороги» – крупнейшая
российская компания, с
большой историей,
обеспечивающая
пассажирские и
транспортные перевозки.
Вклад РЖД в
совершенствование
экономики страны.
Железнодорожный
транспорт – самый
устойчивый и надёжный
для пассажиров:
всепогодный, безопасный
и круглогодичный.
Развитие транспортной
сферы России.
Профессии, связанные с
железнодорожным
транспортом.

4

Путь зерна

1

Российское сельское
хозяйство – ключевая
отрасль промышленности

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

нашей страны, главной
задачей которой является
производство продуктов
питания.
Агропромышленный
комплекс России
выполняет важнейшую
миссию по обеспечению
всех россиян
продовольствием, а его
мощности позволяют
обеспечивать пшеницей
треть всего населения
планеты. Сельское
хозяйство - это отрасль,
которая объединила в себе
традиции нашего народа с
современными
технологиями: роботами,
информационными
системами, цифровыми
устройствами.
Разноплановость и
востребованность
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность и
экономическая
привлекательность
отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т.
п.)

5

День учителя

1

Учитель – одна из
важнейших в обществе
профессий. Назначение
учителя – социальное
служение, образование и
воспитание
подрастающего
поколения. В разные
исторические времена
труд учителя уважаем,

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

социально значим,
оказывает влияние на
развитие образования
членов общества. Учитель
– советчик, помощник,
участник познавательной
деятельности школьников.

6

7

Легенды о России

Что значит быть взрослым?

1

Любовь к Родине,
патриотизм – качества
гражданина России.
Знание истории страны,
историческая правда,
сохранение исторической
памяти – основа
мировоззренческого
суверенитета страны.
Попытки исказить роль
России в мировой истории
– одна из стратегий
информационной войны
против нашей страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Быть взрослым – это
нести ответственность за
себя, своих близких и
свою страну. Активная
жизненная позиция,
созидательный подход к
жизни, умение принимать
решения и осознавать их
значение, жить в
соответствии с духовнонравственными
ценностями общества –
основа взрослого
человека. Проекты, в
которых младший
школьник может
проявлять свою
ответственность и заботу
о других.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

8

9

Как создать крепкую семью. День отца

Гостеприимная Россия. Ко Дню народного
единства

1

Семья как ценность для
каждого гражданина
страны. Крепкая семья –
защита и забота каждого
члена семьи о своих
близких. Образ крепкой
семьи в литературных
произведениях.
Преемственность
поколений: семейные
ценности и традиции
(любовь,
взаимопонимание,
участие в семейном
хозяйстве, воспитании
детей). Особое отношение
к старшему поколению,
проявление действенного
уважения, внимания к
бабушкам и дедушкам,
забота о них.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Быть взрослым – это
нести ответственность за
себя, своих близких и
свою страну. Активная
жизненная позиция,
созидательный подход к
жизни, умение принимать
решения и осознавать их
значение, жить в
соответствии с духовнонравственными
ценностями общества –
основа взрослого
человека. Проекты, в
которых младший
школьник может
проявлять свою
ответственность и заботу
о других. Как создать
крепкую семью. День
отца. Семья как ценность

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

для каждого гражданина
страны. Крепкая семья –
защита и забота каждого
члена семьи о своих
близких. Образ крепкой
семьи в литературных
произведениях.
Преемственность
поколений: семейные
ценности и традиции
(любовь,
взаимопонимание,
участие в семейном
хозяйстве, воспитании
детей). Особое отношение
к старшему поколению,
проявление действенного
уважения, внимания к
бабушкам и дедушкам,
забота о них.

10

11

Твой вклад в общее дело

С заботой к себе и окружающим

1

Уплата налогов – это
коллективная и личная
ответственность, вклад
гражданина в
благополучие государства
и общества. Ни одно
государство не может
обойтись без налогов, это
основа бюджета страны,
основной источник
дохода. Своим небольшим
вкладом мы создаём
будущее страны,
процветание России.
Каким будет мой личный
вклад в общее дело?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Доброта и забота –
качества настоящего
человека, способного
оказывать помощь и
поддержку, проявлять

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

милосердие. Доброе дело:
кому оно необходимо и
для кого предназначено.
Добрые дела граждан
России:
благотворительность и
пожертвование как
проявление добрых чувств
и заботы об окружающих.

12

13

День матери

Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра)

1

Мать, мама – главные в
жизни человека слова.
Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного
очага, воспитательница
детей. Материнство – это
счастье и ответственность.
Многодетные матери:
примеры из истории и
современной жизни.
«Мать-героиня» – высшее
звание Российской
Федерации. Как
поздравить маму в её
праздник – День матери?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Кто такой волонтёр?
Деятельность волонтёров
как социальное служение
в военное и мирное время:
примеры из истории и
современной жизни.
Милосердие и забота –
качества волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое,
социальное, медицинское,
цифровое и т. д.
Зооволонтёрство –
возможность заботы и

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

помощи животным.

14

15

16

День Героев Отечества

Как пишут законы?

Одна страна – одни традиции

1

Герои Отечества – это
самоотверженные и
мужественные люди,
которые любят свою
Родину и трудятся во
благо Отчизны. Качества
героя – человека, ценою
собственной жизни и
здоровья спасающего
других: смелость и отвага,
самопожертвование и
ответственность за судьбу
других. Проявление
уважения к героям,
стремление воспитывать у
себя волевые качества:
смелость, решительность,
стремление прийти на
помощь. Участники СВО
– защитники будущего
нашей страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Для чего нужны законы?
Как менялся свод
российских законов от
древних времён до наших
дней. Законодательная
власть в России. Что такое
права и обязанности
гражданина? От
инициативы людей до
закона: как появляется
закон? Работа депутатов:
от проблемы – к решению
(позитивные примеры).

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Новогодние традиции,
объединяющие все
народы России. Новый
год – любимый семейный
праздник. История

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

возникновения
новогоднего праздника в
России. Участие детей в
подготовке и встрече
Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год.
История создания
новогодних игрушек. О
чём люди мечтают в
Новый год.

17

18

День российской печати

День студента

1

Праздник посвящён
работникам печати, в том
числе редакторам,
журналистам, издателям,
корректорам, – всем, кто в
той или иной степени
связан с печатью.
Российские традиции
издательского дела,
история праздника.
Издание печатных средств
информации –
коллективный труд людей
многих профессий.
Школьные средства
массовой информации.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День российского
студенчества: история
праздника и его традиции.
История основания
Московского
государственного
университета имени М.В.
Ломоносова.
Студенческие годы – это
путь к овладению
профессией, возможность
для творчества и
самореализации. Наука:
научные открытия
позволяют улучшать

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

жизнь людей,
обеспечивают прогресс
общества. Науку делают
талантливые, творческие,
увлечённые люди.

19

БРИКС (тема о международных
отношениях)

20

Бизнес и технологическое
предпринимательство

21

Искусственный интеллект и человек.
Стратегия взаимодействия

1

Роль нашей страны в
современном мире.
БРИКС – символ
многополярности мира.
Единство и многообразие
стран БРИКС. Взаимная
поддержка помогает
государствам развивать
торговлю и экономику,
обмениваться знаниями и
опытом в различных
сферах жизни общества.
Россия успешно развивает
контакты с широким
кругом союзников и
партнёров. Значение
российской культуры для
всего мира.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Что сегодня делается для
успешного развития
экономики России?
Учиться сегодня нужно
так, чтобы суметь в
дальнейшем повысить
уровень своего
образования,
перестроиться на
использование новых
цифровых технологий
там, где их раньше
никогда не было.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Стратегия
взаимодействия.
Искусственный интеллект
– стратегическая отрасль в

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

России, оптимизирующая
процессы и повышающая
эффективность
производства.
Искусственный интеллект
– помощник человека. ИИ
помогает только при
условии, если сам человек
обладает хорошими
знаниями и критическим
мышлением. Правила
безопасного
использования цифровых
ресурсов.

22

23

Что значит служить Отечеству? 280 лет со
дня рождения Ф. Ушакова

Арктика – территория развития

1

День защитника
Отечества: исторические
традиции. Профессия
военного: кто её выбирает
сегодня. Защита
Отечества – обязанность
гражданина Российской
Федерации, проявление
любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский
долг. 280-летие со дня
рождения великого
русского флотоводца Ф.Ф.
Ушакова. Качества
российского воина:
смелость, героизм,
самопожертвование.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Многообразие и красота
природы России:
представление о
природных особенностях
Арктики. Зима в Арктике
самая холодная, снежная и
суровая. Животные
Арктики. Российские
исследователи Арктики.
Россия – мировой лидер

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

атомной отрасли.
Атомный ледокольный
флот, развитие Северного
морского пути.
Знакомство с проектами
развития Арктики.

24

25

26

Международный женский день

Массовый спорт в России

День воссоединения Крыма и Севастополя
с Россией. 100-летие Артека

1

Международный женский
день – праздник
благодарности и любви к
женщине. Женщина в
современном обществе –
труженица, мать,
воспитатель детей.
Великие женщины в
истории России.
Выдающиеся женщины
ХХ века, прославившие
Россию.

Беседа с
обучающимися[

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Развитие массового
спорта – вклад в
благополучие и здоровье
нации, будущие
поколения страны.
Здоровый образ жизни,
забота о собственном
здоровье, спорт как
важнейшая часть жизни
современного человека.
Условия развития
массового спорта в
России.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

История и традиции
Артека. После
воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией
Артек – это уникальный и
современный комплекс из
9 лагерей, работающих
круглый год. Артек –
пространство для

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

творчества, саморазвития
и самореализации.

27

Служение творчеством. Зачем людям
искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского

1

185 лет со дня рождения
П.И. Чайковского.
Искусство – это способ
общения и диалога между
поколениями и народами.
Роль музыки в жизни
человека: музыка
сопровождает человека с
рождения до конца жизни.
Способность слушать,
воспринимать и понимать
музыку. Россия – страна с
богатым культурным
наследием, страна
великих композиторов,
писателей, художников,
признанных во всём мире.
Произведения П.И.
Чайковского, служение
своей стране творчеством.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

28

Моя малая Родина (региональный и
местный компонент)

1

Россия – великая и
уникальная страна,
каждый из её регионов
прекрасен и неповторим
своими природными,
экономическими и
другими ресурсами.
Любовь к родному краю,
способность любоваться
природой и беречь её –
часть любви к Отчизне.
Патриот честно трудится,
заботится о процветании
своей страны, уважает её
историю и культуру.

29

Герои космической отрасли

1

Исследования космоса
помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная.

Россия – лидер в развитии
космической отрасли.
Полёты в космос – это
результат огромного
труда большого
коллектива учёных,
рабочих, космонавтов,
которые обеспечили
первенство нашей Родины
в освоении космического
пространства. В условиях
невесомости космонавты
проводят сложные
научные эксперименты,
что позволяет российской
науке продвигаться в
освоении новых
материалов и создании
новых технологий.

30

31

Гражданская авиация России

Медицина России

1

Значение авиации для
жизни общества и
каждого человека. Как
мечта летать изменила
жизнь человека.
Легендарная история
развития российской
гражданской авиации.
Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиковиспытателей первых
российских самолётов.
Мировые рекорды
российских лётчиков.
Современное
авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Охрана здоровья граждан
России – приоритет
государственной
политики страны.
Современные

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

поликлиники и больницы.
Достижения российской
медицины. Технологии
будущего в области
медицины. Профессия
врача играет ключевую
роль в поддержании и
улучшении здоровья
людей и их уровня жизни.
Врач – не просто
профессия, это настоящее
призвание, требующее не
только знаний, но и
человеческого сочувствия,
служения обществу.

32

33

Что такое успех? (ко Дню труда)

80-летие Победы в Великой Отечественной
войне

1

Труд – основа жизни
человека и развития
общества. Человек должен
иметь знания и умения,
быть терпеливым и
настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно
– однокоренные слова),
находить пути их
преодоления. Чтобы
добиться долгосрочного
успеха, нужно много
трудиться. Профессии
будущего: что будет
нужно стране, когда я
вырасту?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День Победы – священная
дата, память о которой
передаётся от поколения к
поколению. Историческая
память: память о подвиге
нашего народа в годы
Великой Отечественной
войны. Важно помнить
нашу историю и чтить
память всех людей,

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

перенёсших тяготы
войны. Бессмертный полк.
Страницы героического
прошлого, которые нельзя
забывать.

34

35

Жизнь в Движении

Ценности, которые нас объединяют

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

19 мая – День детских
общественных
организаций. Детские
общественные
организации разных
поколений объединяли и
объединяют активных,
целеустремлённых ребят.
Участники детских
общественных
организаций находят
друзей, вместе делают
полезные дела и ощущают
себя частью большого
коллектива. Знакомство с
проектами «Орлята
России» и Движение
Первых.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Ценности – это
важнейшие нравственные
ориентиры для человека и
общества. Духовнонравственные ценности
России, объединяющие
всех граждан страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».