«Утверждаю» Директор МОУ ООШ им. В.А. Секина п. Шарова Белинского района Пензенской области ____________Н.В. Лявина Отчет о результатах самообследования Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы им. В.А. Секина п. Шарова Белинского района Пензенской области за 2023 год 2024 Введение. Самообследование деятельности МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова проводилось в соответствии с порядком проведения самообследования образовательной организацией, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. N 462, на основании Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), приказа Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013г. N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию" (с последующими изменениями и дополнениями), на основании приказа директора МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова«Опроведениисамообследованияпоитогам2024г.» от 28.02.2024 г. № 22-3 Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования. Самообследование проводится ежегодно комиссией, в состав которой входит администрация школы, председатель ПК, учителя. Самообследование проводится в форме анализа. Отчет о самообследовании представлен на педагогическом совете 04.03.2024, а также размещен на официальном сайте МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова. МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова - основная общеобразовательная школа является общеобразовательным учреждением, ориентированным на обучение, воспитание и развитиевсехикаждогоучащегося с учетом их индивидуальных способностей (возрастных, физиологических, интеллектуальных, психологических и др.), образовательных потребностей и возможностей, склонностей с целью формирования личности, обладающей прочными базовыми знаниями, общей культурой, здоровой, социально адаптированной. Принципами образовательной политики являются следующие: - демократизация (сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей); - гуманизация (личностно-ориентированная педагогика, направленная на удовлетворение образовательных потребностей учащихся, их родителей, на выявление и развитие способностей каждого ученика, и одновременно обеспечивающая базовый стандарт образования); - дифференциация (учет учебных, интеллектуальных и психологических особенностей учеников, их профессиональных склонностей); - индивидуализация (создание индивидуальной образовательной программы для каждого школьника в перспективе); - оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования. 1. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения 1.1. Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 1.2. Местонахождение:юридический адрес: 442275, Пензенская область, Белинский район, п. Шарово, ул. Новая, 7 фактический адрес: 442275, Пензенская область, Белинский район, п.Шарово, ул. Новая, 7 1.3. Телефон: 8(4153) 37-3-11. 1.4. Устав: принят на общем собраниитрудового коллектива, протокол № 3от15 августа2022 года; утвержден приказом отдела образования администрации Белинскогорайона Пензенской области от 15 августа 2022 года № 101,1-4. 1.5. Учредитель:Белинский муниципальный район. 1.6. Организационно-правовая форма: тип – общеобразовательное учреждение;вид – основная общеобразовательная школа. 1.7. Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе:серия 58 № 001944930, 05.09.2002., выдано Межрайонной инспекцией ФНС № 2 по Пензенской области, ИНН 5810004500. 1.8. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестрюридических лиц: - серия 58 АА №179051, 11.01.2007 г., выдано Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области, ОГРН 1025801069447. 1.9.Лицензия на право ведения образовательной деятельности: № Л035-0122158/00205359от 06.10.2015 г. Приложение к лицензии: МОУ ОШим. В.А.Секина п. Шароваимеет право веденияобщеобразовательной деятельности по следующим образовательным программам: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; дополнительное образование детей и взрослых. 1.10. Свидетельство о государственной аккредитации серия 58А01 № 0000356 от 19.11.2015 г.срок действия до 14.05.2026г., выданоминистерством образования Пензенской области, рег. № 6171. Перечень образовательных программ, прошедших государственнуюаккредитацию: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование. МОУ ООШим. В.А.Секина п. Шароваявляется юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления; имеет печать со своим наименованием. 1.11. Наличие филиалов: В образовательном учреждении имеется филиал Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы им. В.А.Секина п. Шарова Белинского района Пензенской области детский сад п. Шарова. 1.12.В связи с переходом 1 класса на ФГОС НОО и 5 класса на ФГОС ООО в 2022-2023 учебном году сформировалась нормативно - правовая база по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО. Разработана основная образовательная программа начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО, внесены изменения в Устав общеобразовательного учреждения, приведены в соответствие с требованиями ФГОС НООи ФГОС ОООдолжностные инструкции педагогических работников: - «Должностная инструкция педагога-организатора», - «Должностная инструкция учителя», - «Должностная инструкция классного руководителя», - «Должностная инструкция учителя физической культуры», Внесены изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации на основании образовательной программы основного общего образования». Разработаны и утверждены: - «Положениео текущей и промежуточной аттестации учащихся», - «Положение об информационно-библиотечном фонде», - «Положение о службе психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях ФГОС ООО», - «Положение о публичном докладе», - «Положение об организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО», - «Положение о Совете по введению ФГОС НОО», - «Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» Вывод: Нормативно-правовые документы соответствуют требованиям действующего законодательства в сфере образования. В 2022 - 2023 учебном году необходимо обновлять и пополнять нормативную базу по введению ФГОС НОО и ФГОС ООО, вносить изменения и дополнения в основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО илокальные акты школы в соответствии с новыми требованиями. 2. Структура образовательного учреждения и система управления. 2.1. Структура и система управления школой Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления.Административные обязанности распределены согласно Уставу, штатному расписанию, четко распределены функциональные обязанности согласно квалификационным характеристикам. Общее управление школой осуществляет директор Лявина Н.В..в соответствии с действующим законодательством, в силу своей компетентности. Основной функцией директора школы является осуществление оперативного руководства деятельностью Учреждения, управление жизнедеятельностью общеобразовательного учреждения, координация действий всех участников образовательного процесса через педагогический совет, общее собрание коллектива. Педагог-организатор Братынкина Е.А. осуществляет оперативное управление образовательным процессом: выполняет информационную, оценочно-аналитическую, плановопрогностическую, организационно-исполнительскую, мотивационную, контрольнорегулировочную функции. В соответствии с задачами модернизации образовательного процесса, развития государственно-общественного характера управления в школе созданСовет школы. Работа Советашколы проводится согласно плану. Сентябрь 1. Создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в школе Декабрь 1. Состояние профилактической работы в школе. 2. Права и обязанности детей и родителей. 3. Об итогах участия детей и педагогов в различных конкурсах. Март 1. Организация охраны труда и техники безопасности в учреждении. 2. Роль воспитательной работы в формировании активной гражданской позиции учащихся. Май 1. Спортивно-оздоровительная работа в школе. 2. Об организации летнего отдыха обучающихся в 2023 году. Утверждение программы летней занятости обучающихся. Совместно с администрацией школы определены: перспективы развития школы; этапы и содержание работы; контроль за деятельностью школы. Организационная структура управления соответствует функциональным задачам и Уставу школы и направлена на создание единого образовательного коллектива единомышленников, которых сближает общая цель, заложенная в Программе развития школы, а также задачи и проблемы совместной деятельности. Общее собрание коллектива осуществляет общее руководство школой, избирается на основе положения, представляет интересы всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей). Педагогический совет руководит педагогической деятельностью в школе. Все перечисленные структуры совместными усилиями решают основные задачи образовательного учреждения и соответствуют Уставу школы.Управление школой осуществляется на основе гласности, демократии, соуправления. Основные формы координации деятельности: план работы на год; план внутришкольного контроля; план реализации воспитательной концепции школы. Организация управления образовательного учреждения соответствует уставным требованиям. Выводы: Существующая система управления образовательной организацией способствует достижению поставленных целей и задач, запросам участников образовательного процесса, реализации компетенций образовательной организации, закрепленных в ст. 261 и ст. 282 Федерального закона № 273-ФЗ от 27.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).В следующем учебном году необходимо работать над дальнейшим развитием государственно-общественного управления. 1 2 Статья 26. Управление образовательной организацией Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (п.3) 3.Условия функционирования МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова 3.1 Данные о контингенте обучающихся. В 2022 -2023 учебном году обучалось 30 учащихся. Количество смен – 1. Количество учащихся по ступеням: 1-4 классы – 9, 5 - 9 классы - 21. Приём и зачисление в списки учащихся производится без каких-либо испытаний и ограничений, что соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», Уставу школы. 3.2 Режим работы школы: учебный день начинать – 8.00 вход учеников в здание – 8.00 звонок на зарядку – 8.15 начало занятий – 8.30 Расписание звонков: 1 урок 8.30 – 9.15 2 урок 9.25 – 10.10 3 урок 10.20 – 11.05 4 урок 11.35 – 12.20 5 урок 12.30 – 13.15 6 урок 13.25 – 14.10 7 урок 14.20 – 15.05 Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Продолжительность перерывов 1 ступень 1 классы – 33 недели; 2-4 классы – 34 недели 1-4 классы – 5 дней 2 ступень 5-9 классы недели 34 5-9 - 5 дней 10 мин. 10 мин. Большая перемена – 30 Большая перемена – 30 мин мин Продолжительность уроков 1 класс – 35 мин. 45 мин. (1полугодие) 1 класс – 45 мин. (2 полугодие), 2–4 класс – 45 мин. Вывод: Условия функционирования МОУ ООШ им. В.А.Секина Шаровапозволяюткачественно реализовывать образовательный процесс. п. 4. Содержание образовательного процесса Наша школа - общеобразовательное учреждение, реализующее различные образовательные программы.Согласно Уставу учреждение осуществляет образовательный процесс по следующим образовательным программам: I ступень – программа начального общего образования (нормативный срок освоения - 4 года); II ступень – программа основного общего образования (нормативный срок освоения – 5 лет). Все программы образуют целостную систему, основанную на принципах непрерывности, преемственности, личностной ориентации участников образовательного процесса. Уровень образовательных программ отвечает государственным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям, деятельность которых регламентируется Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Освоение образовательных программ на всех уровнях обучения осуществляется в соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональной квалификации учителей. Ключевые направления деятельности педагогического коллектива: 1. Обновление образовательных стандартов. 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. 3. Развитие учительского потенциала. 4. Обеспечение условий для развития здоровья детей. 5. Современная школьная инфраструктура. 6. Усиление самостоятельности школы. Выбор программ осуществляется исходя из основного концептуального подхода школы обеспечения учеников знаниями, максимально соответствующими Федеральному компоненту государственного стандарта НОО и ООО (1-9 классы). Являясь базовым фундаментом всего последующего образования, школа I ступени, формируя универсальные учебные действия, обеспечивает умение учиться. Начальное образование в нашей школе закладывает основу учебной деятельности обучающихся – систему учебных и познавательных мотивов умения принимать, сохранять и реализовывать учебные цели, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для реализации задач,поставленных на начальной ступени обучения, в школе создана модель образовательной среды, которая направлена на воспитание новых ценностных установок и деятельностных способностей обучающегося. Созданная модель образовательной среды (базовый уровень образования – УМК «Школа России») начального обучения обеспечивает выявление, диагностику и мониторинг, организационное сопровождение, педагогическую поддержку, развитие и успешную многостороннюю социализацию учащихся I ступени школы с мотивацией к образовательно– социальной деятельности и с дифференцированными образовательными интересами, склонностями и способностями. На ступени начального образования в 4-ом классе, реализовывался курс «Основы религиозных культур и светской этики». По результатам анкетирования выбран курс «Основы православной культуры». С целью учета качественных образовательных изменений у обучающихся в 2022-2023 учебном году педагогами школы проводился мониторинг знаний и умений учащихся. Результаты мониторинга учитывались в организации работы с детьми, в частности при подготовке к итоговой аттестации. Применение системно-деятельностного подхода в сочетании с современными образовательными технологиями позволило школе достичь в 2022-2023 учебном году высоких образовательных результатов. Результаты успеваемость по школе за три года видны в таблице: Оценки Учебный год Резерв Кол-во учащихся Коэфф. Качество 5 4 3 2 успева емости прочности Средний балл с с одной одной «4» «3» 2019-2020 44 2 23 9 0 100 56,8 3 1 6 2020-2021 45 2 22 11 0 100 56,2 3,6 2 4 2021-2022 38 2 20 16 0 100 53 3 0 2 4.1. Учебный план. Начальное общее образование Учебный план начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Владимира Алексеевича Секина п. Шарова Белинского района Пензенской области(далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующихосновную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программыМуниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Владимира Алексеевича Секина п. Шарова Белинского района Пензенской области, разработанной в соответствии с ФГОС начальногообщего образования, с учетом Федеральной образовательнойпрограммой начального общего образования, и обеспечивает выполнениесанитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 игигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в Муниципальном общеобразовательном учреждении основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Владимира Алексеевича Секина п. Шарова Белинского района Пензенской областиначинается01.09.2023и заканчивается 26.05.2024. Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков. для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 45 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по5-и дневной учебной неделе. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использована на введение курса «Практикум по математике» в 1-3 классах по 1 часу. В Муниципальном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе имени Героя Советского Союза Владимира Алексеевича Секина п. Шарова Белинского района Пензенской областиязыком обучения является русский язык. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания(четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся соответствии с календарным учебнымграфиком. за четверть осуществляется в Все предметы обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений учебного плана оцениваются по четвертям. Промежуточнаяаттестация проходит на последней учебной неделе четверти.Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Владимира Алексеевича Секина п. Шарова Белинского района Пензенской области. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценокна критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предметная область Учебный предмет Количество часов в неделю 1 2 3 4 Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика 5 4 0 4 5 4 2 4 5 4 2 4 5 4 2 4 Окружающий мир 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 Технология 1 1 1 Физическая культура 2 2 2 Итого 20 22 22 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Практикум по математике 1 1 1 Итого 1 1 1 Максимально допустимая недельная аудиторная 21 23 23 нагрузка Количество учебных недель 33 34 34 1 1 2 23 Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство 0 0 23 34 План внеурочной деятельности (недельный) Направление Ценностное развитие Учебные курсы Разговоры о важном Орлята России Внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий Количество часов в неделю 1 2 3 4 1 1 Веселые старты ИТОГО недельная нагрузка 1 3 1 2 2 2 Основное общее образование Учебный план основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Владимира Алексеевича Секина п. Шарова Белинского района Пензенской области(далее - учебный план) для 5-9 классов, реализующихосновную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программыМуниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Владимира Алексеевича Секина п. Шарова Белинского района Пензенской области, разработанной в соответствии с ФГОС основногообщего образования, с учетом Федеральной образовательнойпрограммойосновного общего образования, и обеспечивает выполнениесанитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 игигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в Муниципальном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе имени Героя Советского Союза Владимира Алексеевича Секина п. Шарова Белинского района Пензенской областиначинается01.09.2023 г. и заканчивается 26.05.2023 г. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 6-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 32 часа, в 6 классе – 33 часа, в 7 классе – 35часов, в 8-9 классах – 36часов. . Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся используется на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся: - в 5,7 классах по 1 часу курса «Секреты орфографии», - в 5-7 классах по 1 часу «Литературное краеведение», - в 6,8 классах по 1 часу «Практикум по географии», - в 9 классе 1 час «Практикум по информатике», - в 5, 7 классах по 1 часу «Практикум по биологии», - в 8,9 классах по 1 часу «География Пензенской области», - в 8 классе 1 час, в 9 классе 0,5 часа «История пензенского края», - в 8 классе 1 час «Практикум по химии», - в 5-7 классах по 1 часу «Основы безопасности жизнедеятельности» В Муниципальном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе имени Героя Советского Союза Владимира Алексеевича Секина п. Шарова Белинского района Пензенской областиязыком обучения является русский язык. При изучении предметов деление учащихся на подгруппыне осуществляется. Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания(четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебнымграфиком. Все предметы обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений,оцениваются по четвертям. Промежуточнаяаттестация проходит на последней учебной неделе четверти.Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Владимира Алексеевича Секина п. Шарова Белинского района Пензенской области. Освоение основной образовательной программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5лет. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предметные Учебные предметы области классы Обязательная часть Русский язык и Русский язык литература Литература Иностранные языки Иностранный язык Математика и Математика информатика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика ОбщественноИстория научные предметы Обществознание География ЕстественноФизика научные предметы Химия Биология Основы духовноОсновы духовнонравственной культуры нравственной культуры народов России народов России Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Технология Физическая культура и Основы безопасности основы безопасности жизнедеятельности жизнедеятельности Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык и Секреты орфографии. литература Литературное краеведение Математика и Практикум по информатике информатика ОбщественноИстория Пензенского края научные предметы Практикум по географии География Пензенской области ЕстественноПрактикум по биологии научные предметы Практикум по химии Физическая Основы безопасности жизнедеятельности культура и основы безопасности жизнедеятельности Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка Количество часов в неделю V VI VII VIII IX 5 3 3 5 2 6 3 3 5 4 2 3 3 2 3 3 3 3 3 2 1 3 2 1 3 2 1 1 2 1 2 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2,5 1 2 3 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 3 28 4 3 30 3 3 31 4 3 32 4 3 33 2,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 34 1088 32 34 1122 33 34 1190 35 34 1224 36 34 1224 36 14 (при 6-дневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами План внеурочной деятельности (недельный) Направление Учебные курсы Количество часов в неделю 5 Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей Ценностное развитие Внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности 6 «Билет в будущее» «Разговоры о важном» 1 1 Легкая атлетика Футбол 7 8 1 1 1 1 Читательская грамотность Математическая грамотность ИТОГО недельная нагрузка 9 1 1 3 3 5 4.2. Сведения о реализации инновационных программ и технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий: Единое информационно-образовательное пространство управления,информационно-коммуникационное обеспечение деятельностиадминистрации и педагогического коллектива и информирование орезультатах деятельности всех участников образовательного процессачерез сайт школы. Электронная форма ведения документации образовательного учреждения,«Электронный дневник». 5. Воспитательная система В школе ребёнок не только учится, но и живёт полнокровной жизнью, занимается разнообразной деятельностью, спортом, трудом, получает опыт социального взаимодействия, развивает организаторские способности. Чем разнообразнее и богаче школьная жизнь, тем больше возможностей она создаёт для развития ученика и его самореализации. Гарант полноценной жизни и развития учащихся – наша школьная система. 15 Воспитательная работа в 2022 – 2023 учебном году строилась по следующим направлениям: - Гражданско-патриотическое; - Нравственное и духовное во; - Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; - Интеллектуальное воспитание; - Здоровьесберегающее воспитание; - Социокультурное и медиакультурное воспитание; - Культуротворческое и эстетическое воспитание; - Правовое воспитание и культура безопасности; - Воспитание семейных ценностей; - Формирование коммуникативной культуры; - Экологическое воспитание. Педагогический коллектив школы видит своего выпускника физически и психически здоровой личностью, ответственным за поведение в обществе и природе гражданином, культурным, готовым самореализации в жизни, со сформированным у него ценностным отношением к таким понятиям, как семья, Отечество, культура. В нашей школе гражданско-патриотическое направлении воспитательной работы является приоритетным. Главная цель её – формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. В рамках реализации проектов "Культурная суббота" и "Пушкинская карта" учащиеся нашей школы посетили историко- архитектурный музей с. Поим. В ходе мероприятия, подготовленного директором Иванчиной Н. В., ребята познакомилась с интересными предметами старины, узнали их предназначение. Наталья Вячеславовна рассказала об истории возникновения села Поим, а также и об истории нашего посёлка Шарово. Школьники приняли участие в мастер классе по изготовлению новогодней игрушки. Пенза связана с огромным количеством выдающихся имен, интересных мест, которые не всегда мы можем увидеть, совершая обычную поездку. Учащиеся нашей школы решили поближе познакомиться с достопримечательностями Пензы. Они побывали у памятника В Г. Белинского, который создал знаменитый скульптор Вучетич, автор волгоградской «Родины-мать». На старейшей площади города – Советской (бывшей Соборной) познакомились с историей пензенских подземелий. Любовались одним из самых красивых соборов России – Спасским кафедральным собором, в котором молились 4 русских царя. Побывали у знаменитого памятника Первопоселенцу, посвященному основателям и первому жителю этого города. Познакомились мемориальным комплексом «Оборонительный вал Пензы XVII века»: чугунной пушкой-мортирой, фрагментом крепостной стены с набатной башней. Особенно понравилось бронзовое изваяние святых благоверных Петра и Февронии Муромских, расположенное около Спасского кафедрального собора. Ребятам было интересно окунуться в атмосферу города, почувствовать его ритм, они открыли для себя новые места нашего замечательного города. Учащиеся школы побывали в культурно-историческом центре источника "Кувака". Ребята многое узнали о вкуснейшей воде и любимом лимонаде, произведенных на основе 16 родниковой воды. Украшением музея, как и самого завода, является дегустационный центр, где каждый из нас смог продегустировать любую продукцию на основе воды «Кувака», в том числе и натуральные напитки премиум-класса. С Кувакской почты можно отправить старинную открытку или открытку с видом источника Кувака. В качестве сувениров ребята приобрели и ручки, и блокноты, и магнитики. А подарком от центра "Кувака", конечно же, стал лимонад разных вкусов. Поездка удалась! Даньшино — старинное мордовское село, расположенное в живописном месте нашего района. Здесь, на левом берегу реки Большой Чембар, с середины 17-го века было место ежегодного праздничного схода на Святую Троицу жителей окрестных мордовских сел: на лугу пели мордовские песни, водили хороводы, а парни высматривали себе невест. В настоящее время здесь располагается исторический комплекс, где проводится этнокультурный фестиваль "ДаншиноFest", чтобы сохранять и передавать народные традиции. Ежегодно устраивается показ высокой мордовской моды. Учащиеся нашей школы, побывав в Даньшино, познакомились с историей села, традициями мордовского народа. Прекрасный экскурсовод Людмила Михайловна Руднева так увлекла детей, что они не хотели уезжать. Тем более, что им было предложено познакомиться с обитателями зверинца. Там и олени, и дикобразы, и зубры. "Помните свои корни и любите родину своих родителей, которые подарили вам жизнь. Старайтесь всеми силами сохранить традиции своего народа и никогда не стесняйтесь того, кем уродились по национальности. Мы все огромная семья в нашей многонациональной стране, и только в единстве наша сила"-, говорит Николай Пиксин, меценат, который старается сохранить родное село. На родине Сергея Есенина побывать особенно приятно. Живописные места села Константиново проникнуты духом поэта. В каждом уголке чувствуется присутствие этакого рубахи-парня, хулигана с взрывным темпераментом. Но ведь существует Есенинлирик, ранимый, тонкий и в то же время бунтарь с трагической судьбой, похожей на судьбу самой России. Экскурсия в старинном русском городе Рязани началась с посещения Кремля, который является символом города. Расположен он в историческом центре. Поселения на месте Кремля возникали еще в эпоху древнего мира. Сегодня в здесь Рязанский историкоархитектурный музей-заповедник – один из старейших музеев России. В центре Рязанского Кремля возвышается Успенский собор, построенный в 1693-1699 годах. Привлекает туристов интересная отделка собора – здание украшено уникальной для того времени кружевной белокаменной резьбой. В рамках работы по профилактике безопасности дорожного движения проходят встречи учащихся школы с сотрудниками ДПС. Беседа о безопасности дорожного движения в зимний период имела обучающий, развивающий и воспитательный характер. В процессе мероприятия учащиеся без труда отвечали на заданные вопросы, выполняли задания, направленные на закрепление правил дорожного движения и культуру поведения на дороге. Цель и задачи данного мероприятия достигнуты и реализованы в полном объеме. 13 апреля состоялась профориентационная встреча девятиклассников с преподавателями Башмаковского филиала ГАПОУ ПО "Нижнеломовский 17 многопрофильный техникум". В начале мероприятия будущим абитуриентам показали видеофильм об условиях обучения и проживания в стенах учебного заведения, его материально-технической базе. Далее представители техникума рассказали, по каким профессиональным программам запланирован набор на 2023-2024 учебный год, каковы условия приема и дальнейшие перспективы трудоустройства после получения специальностей. Ребята получили буклеты с необходимой для абитуриентов и родителей информацией. Возможно, в результате встречи кто-то решится связать свою дальнейшую судьбу с филиалом Нижнеломовского многопрофильного техникума. Сотрудники ДПС Шилиным А. А. и Прусаковым Е. В. рассказали детям о правилах поведения на дорогах, когда те являются той или иной категорией участников дорожного движения. В ходе беседы разбирались ситуации, которые могли возникнуть у детей на дороге, рассматривались причины дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Инспекторы предостерегли детей от различных опасностей, которые могут произойти на дорогах. Не обошли стороной и тему велосипедов, на которых можно ездить, только соблюдая правила. Например, велосипедисты старше 14 лет имеют право ездить по полосам на автомобильных дорогах, выделенных разметкой или соответствующими дорожными знаками, по правому краю проезжей части. Ребята внимательно слушали представителей полиции и отвечали на все их вопросы. «Отрадно, что многие уже знают правила дорожного движения, и продемонстрировали хорошие знания ПДД, полученные в школе и семье», - сообщил инспектор ДПС Шилин А. А. С обучающимися нашей школы проведена квест-игра «Правила ГАИ – правила твои» о правилах поведения на дороге. Проведённое мероприятие явилось частью постоянно осуществляемой школой работы по профилактике дорожного травматизма. Дети задавали вопросы и рассказывали о том, что они знают, как себя ведут в различных ситуациях на улице. Обучающиеся участвовали в викторинах на знание правил дорожного движения, сигналов светофора, правил поведения в общественном транспорте и на дороге. В рамках "Недели здорового питания" в школе прошли часы общения с просмотром презентации "Полезные продукты". Учащиеся в очередной раз отметили необходимость правильного питания, остановились на том, какими качествами обладает человек, ведущий здоровый образ жизни. В школе прошло мероприятие «Обед с директором», в ходе которого учащиеся начальных классов получили возможность пообедать с директором школы Лявиной Натальей Владимировной. Обучающиеся рассказали директору школы о том, что им нравится питаться в школьной столовой, повар готовит разнообразную и вкусную еду. Чувствовалось волнение школьников, да это и понятно. Не каждый раз ты обедаешь с директором школы, имея возможность задать напрямую интересующие вопросы. Но ребята справились с волнением, и обед прошел очень душевно. В рамках социально – значимой акции «Территория МАМ – 58», проходящей в нашем регионе с 23 по 28 ноября и посвящённой Дню Матери, в 6 классе МОУ ООШ им. В.А. Секина п. Шарова прошёл семейный праздник "Мамочка любимая", на который собрались самые близкие и дорогие друг другу люди. В ходе программы дети высказали слова любви и благодарности мамочкам, подарившим им жизнь, подготовили танцы, 18 инсценировали известную сказку, исполнили песни. И мамы тоже не остались в долгу: показали экспромтом сказку "Курочка Ряба" на новый лад. В нашей школе прошла акция "Покормите птиц зимой". Учащиеся развесили кормушки для птиц. В ходе акции школьники изучают особенности питания птиц: какие продукты можно предлагать гостям столовой в качестве корма, а какие могут нести смертельную опасность пернатым. Акция продлится до апреля, и принять в ней участие могут все желающие, изготовив и развесив кормушки около дома или школы. И, конечно же, не забывать пополнять зернами или семечками свои столовые! Обучающиеся 6 класса МОУ ООШ им. В. А. Секина п. Шарова прошли квест- игру «В поисках прав ребенка», посвященную правам и обязанностям детей. Ребята познакомились с важнейшим для них документом – Конвенцией о правах ребенка, основными задачами которой являются защита детей от несправедливости, забота об их жизни, развитии, образовании и воспитании. Участники игры выполняли различные тематические задания и разбирались в правовых ситуациях. Все успешно справились с испытаниями и проявили сообразительность и эрудицию. Правовой квест помог школьникам закрепить свои знания о правах и сформировать представление об обязанностях. В рамках проекта: " Киноуроки в школах России", учащиеся нашей школы просмотрели фильм: "НАВСЕГДА". Отвага – это качество, необходимые не только в минуту опасности, но и в момент защиты памяти о своих близких, истории своей семьи, своего народа, своей страны. 26 августа приняли участие в фестивале, посвящённом Герою, который проходил на территории села Пушанино. В этот день селу исполнилось 60 лет. А также состоялся митинг, посвящённый 110- летию со дня рождения Героя Советского Союза Пушанина Ивана Ивановича и 120-летию со дня рождения Героя Социалистического труда Лобова Александра Фёдоровича. Наша школа представила на выставке "Музей в чемодане", в котором содержится информация о Герое, имя которого носит наша школа, В. А. Секине, Книгу Памяти п. Шарова, проекты, посвящённые труженикам тыла. Шабнова Полина приняла участие в конкурсе стихов, который проходил в литературном блиндаже. 24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской письменности и культуры. Великие просветители Кирилл и Мефодий оставили нам поистине бесценный дар – первую кириллическую азбуку, которая стала основой целого ряда национальных языков, письменности, культуры, просвещения. Благодаря им, мы имеем самый красивый и богатый в мире русский язык, который дал нам великих поэтов и писателей. Учащиеся 5 класса познакомились со славянской азбукой– уникальным явлением среди всех известных способов буквенного письма. В семейном кругу мы с вами растём, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаём, Основа основ – родительский дом. Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает нам о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца, о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении 19 мужественных дедушек. Сегодня 15 мая - всемирный день семьи. Учащиеся 5 класса выражают свою любовь к семье и поздравляют с праздником!!! 9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год), закрепленный в Федеральном законе от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Особым в этом списке дат является День Победы. 9 мая 1945 года навеки вписано в историю как триумф нашего единого советского народа, его сплочённости и духовной мощи, беспримерного подвига на фронте и в тылу. День Победы близок и дорог каждому из нас. В России нет семьи, которую бы не опалила Великая Отечественная война. Память о ней не меркнет. Мы гордимся непокорённым, доблестным поколением победителей, тем, что мы их наследники, и наш долг – хранить память о тех, кто сокрушил врага. В этот день традиционно и закреплено в законе проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти российских воинов. Ребята, нашей школы активно принимают участие в акции " Окна Победы" Учащиеся и педагоги школы приняли участие в Диктанте Победы в дистанционной форме В 2022-2023 учебном году благодаря участию в проекте «Учусь плавать» научились плавать 12 учащихся нашей школы. 9 из них получили зачет по результатам тестирования. Занятия со школьниками проходят в бассейне “Мечта” г. Белинского во внеурочное время согласно расписанию. Учащиеся нашей школы Абакаева Милана, Дубровина Анастасия, Царёва Мария, Карташев Виктор, Карташев Алексей, Ажников Иван приняли участие во Всероссийских соревнованиях по плаванию, посвящённых Герою России, летчику-космонавту Самокутяеву А. М. на призы "Детской Лиги Плавания" Поволожье". И пусть пока ребята не получили грамот, главное - интерес детей к плаванию и здоровье! В рамках проведения недели детской книги с целью повышения интереса к чтению учащиеся 5 класса посетили библиотеку п. Шарова. Библиотекарь Анкудинова И. И. рассказала ребятам о традициях этого мероприятия, познакомила с интересными книгами, провела викторину по сказкам. Все участники получили сладкие призы. Ребята выбрали для прочтения интересную книгу, значит, они придут сюда снова. Вопрос «Кем быть?- жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности. С целью расширения представления учащихся о разнообразии профессий, их роли в жизни людей пятиклассники побывли в медпункте п. Шарова. Фельдшер Яриго М. И. рассказала ребятам, с какими проблемами они могут обратиться к медработнику. Познакомила с процедурным кабинетом. Всем желающим измерила рост и вес. В отделении почтовой связи начальник Канесева Н. А. порекомендовала ребятам подписаться на детские периодические издания, познакомила с перечнем услуг. 20 В рамках курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» прошли часы общения: - «ДЕНЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ». Крымская весна – 9 лет мы вместе. С целью формирования у обучающихся представлений об истории Крыма как исконно русской территории; понимание причин и исторического значения воссоединения России и Крыма ребята просмотрели видео ролики, после чего перешли к обсуждению вопросов, связанных с историей Крыма как исконно русской территории, а также обсуждению причин и исторической значимости присоединения Крыма к России. В завершении урока ребята с удовольствием выполнили интерактивное задание. - «ДЕНЬ ТРУДА. МИР ПРОФЕССИЙ».С целью формирования позитивного отношения к труду, уважения к людям труда; понимания, что умение честно и ответственно трудиться – важнейшая ценность для человека; развитие познавательного интереса у подростков в построении своей будущей карьерной траектории. - «День детских общественных организаций». Ребята познакомились с историей детских общественных организаций, посмотрев ролик «Развитие детского движения в России». Узнали, что сегодня таких организаций существует большое количество, и многие из них объединились в Российское движение детей и молодежи «Движение первых». Вспомнили, какая миссия у Движения первых «быть с Россией, быть человеком, быть в движении, быть первым, быть вместе». Обучающиеся сделали вывод: все в наших руках. Ведь участие в Движении первых помогает организовать не только досуг, но и дружить, создавать и стремиться к новому. 5.1.Педагогическое взаимодействие с родителями обучающихся 1.Организация работы родительского комитета школы. 2. Изучение воспитательного потенциала семей, условий жизни обучающихся. 3. Индивидуальная работа с различными категориями родителей обучающихся: работа с родителями, уклоняющимися от выполнения родительского долга в воспитании детей, нарушающими нравственные нормы жизни; работа с многодетными семьями; работа с неполными, потерявшими одного из кормильцев; работа с родителями, потерявшими работу; работа с родителями, нетрудоспособными по состоянию здоровья; работа с семьями «проблемных детей»; работа с семьями одарённых детей; работа с родителями будущих первоклассников. 4. Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания детей, проблемам кризисных периодов в жизни ребёнка в школьные годы. 5. Педагогическое просвещение родителей (организация деятельности университета педагогических знаний для родителей). 6. Проведение общешкольных родительских конференций: «Взгляд родителей на проблемы школьной жизни», «Знаем ли мы наших детей». 21 7. Профилактика отчуждения родителей от школы: проведение родительских собраний «Подумаем вместе над проблемами»; дни открытых дверей для родителей «Знаем ли мы наших детей?»; привлечение родителей к укреплению здоровья детей. 8. Участие родителей в подготовке и проведении праздников школы, организация досуга детей. 9. Родительские акции. Акция «Поддержка» (оказание материальной и моральной помощи детям, попавшим в трудную ситуацию). Вывод:Воспитательная работа, проводимая в школе, довольно успешна, но тем не менее в 2023-2024учебном году необходимо: активизировать работу по вовлечению большего числа родителей в жизнь школы; поддерживать активные творческие семьи; продолжать сотрудничество с учебными заведениями, при проведении профориентационной работы; изучать интересы учащихся и активизировать работу по удовлетворению информационных запросов выпускников; вести активную работу по поддержке творческой активности учеников и раскрытию новых талантов; продолжать работу по профилактике правонарушений среди подростков. 6. Условия обеспечения образовательного процесса 6.1 Участие преподавателей в научно – методическойработе Методическая работа в 2022-2023 учебном году представлялась разноплановой, поэтому подход к реализации задач осуществлялся индивидуально. Учителя школы, работая над темой методического объединения «Повышение профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса в условиях введения ФГОС основного общего образования», реализовывали её через разнообразные формы работы: 6.2 Выступления на заседаниях методического объединения. В текущем году учителя школы приняли участие в 3 плановых заседаниях. В ходе заседаний изучались нормативно-правовые документы, касающиеся организации обучения и воспитания учащихся, велась работа по повышению квалификации учителей путем выступления педагогов с докладами, обмена опыта, проведения открытых уроков. Тематика заседаний, выбор тем были обоснованы переходом на ФГОС, рядом потребностей и пожеланий педагогических работников. Педагоги выступили с докладами по следующим темам: Кандрина О.Н. «Пути повышения функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы». 22 Канисева Г.В. «Метапредметный подход в преподавании географии». Братынкина Е.А.«Использование проблемно – поискового метода науроках русского языка и литературы». Медведева М.В. «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики». Хнаева М.В. «Здоровьесберегающиетехенологии на уроках физической культуры». Анализ методической работы за прошедший год показал, что остаются актуальными вопросы, связанные с: применением методик проблемного и личностно-ориентированного преподавания различных предметов; применением активных методов и форм обучения; изучением методик анализа и на его основе выявления и устранения недостатков в своей работе и пробелов в знаниях учащихся. 6.3 Работа по самообразованию. Все учителя совершенствуют свой профессиональный уровень, работать над самообразованием. Темами самообразования у учителей – предметников в истекшем учебном году были следующие: Кандрина О.Н. «Развитие орфографической зоркости у учащихся». Медведева М.В.«Применение инновационных технологий на уроках математики для развития инициативы, мотивация учащихся с целью повышения качества образования». Канисева Г.В.«Изучение здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры». Братынкина Е.А. «Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы по ФГОС ООО». Весь материал по проблеме систематизируется в портфолио по разделам, с набором открытых уроков и мероприятий, мониторингом ЗУН и воспитанности обучающихся, затем используется при аттестации. Одной из самых эффективных форм совершенствования педагогами своего мастерства остаются открытые уроки, взаимопосещения уроков. Педагогами были даны следующие уроки: Урок русского языка в 5 классе «Имя прилагательное как часть речи». (Братынкина Е.А.) Урок географии (Всероссийский экологический урок) в 5 – 9 классах «Арктика – фасад России» (Канисева Г.В.) Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» (Медведева М.В.) Урок русского языка в 6 классе «Глагол – необыкновенная часть речи» (Кандрина О.Н.) 23 Приятно отметить, что уроки наших педагогов сориентированы не только на систему знаний, но и на самообразование, что очень важно для адаптации ученика в современном обществе. Знание и соблюдение единых требований к организации учебной деятельности свидетельствуют о профессиональной компетентности педагогов и их огромном профессиональном потенциале. 7. Внеклассная и внеурочная работа. Одной из главных задач нашей школы, помимо обеспечения качества образования, является обеспечение индивидуальных запросов учащихся, развитие их творческих способностей. Этому во многом способствует дополнительное образование, внеклассная деятельность по предметам. Вся работа учителей-предметников в данном направлении ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников. Основные направления данной деятельности: - дополнительное образование; - организация предметных олимпиад; - проведение предметных недель; - организация и участие в мероприятиях, конкурсах различного уровня. Учителя школы ведут внеурочную деятельность, о которой указывалось выше. В рамках организации дополнительного образования в школе работают следующие кружки: «В ритме танца» (рук.Хнаева М.В.); «Бисероплетение» (рук. Лявина Н.В.) Основной формой привития любви к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, он стремится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием. В школе прошли предметные недели: Математики и физики. Русского языка и литературы. Иностранного языка. Неделя безопасности. Истории и обществознания. Географии, биологии и химии. Музыки, ИЗО и технологии. Информатики и ИКТ. Проведённые в рамках предметных недель мероприятия были интересны по форме и содержанию. Учителя продумывали содержание и характер заданий таким образом, 24 чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровню развития способностей учащихся. При разработке мероприятий педагоги использовали задания, которые требовали от учащихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого применения. Именно такие задания вызывали у учащихся наибольший интерес. Интересными и полезными для учащихся стали познавательные задачи, для решения которых можно было предложить несколько вариантов ответов, различные игры и конкурсы. Это позволяло учащимся проявить свои творческие способности. 8.Курсы повышения квалификации. План повышения квалификации учителей – предметников выполнен на 100%. В прошедшем учебном году прошли курсы, следующие учителя: Кузнецова В.С. и Тамбовцева С.Е. - курсы по программе «Формирование информационно-коммуникативной среды для организации проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС начального общего образования». 9.Инновационная деятельность учреждения Школа использует инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющих значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса. Приоритетными направлениями развития являются: «Научно-методическая работа в школе как основа развития ОУ и повышения качества образования». «Информатизация образования как системообразующий компонент школы». «Интеграция образовательного и воспитательного пространства школы». «Модернизация учебного процесса». Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, позволяющие повышать качество образования, эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. 10.Использование технологий по ступеням образования: Начальная школа Основная школа Здоровьесберегающиетехнологии Проектные методы Проблемное обучение обучения Технология использования в Исследовательские 25 обучении игровых методов: ролевые, деловые, обучающие игры Система инновационной оценки «портфолио» ИКТ технологии методы обучения ИКТ технологии Дебаты Использование игровых методов Здоровьесберегающие 11. Кадровый потенциал МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова 26 Поставленные перед педагогическим коллективом задачи, выполнены практически в полном объеме, чему способствовали: спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса; анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающий качество результативности обученности учащихся; выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности. Высшей формой коллективной методической работы школы является педагогический совет. При подготовке тематических педсоветов в школе создается творческая группа учителей, которые подбирают информацию, формулируют вопросы и проблемы для обсуждения. В 2022 – 2023 учебном году было проведено 6педсоветов, из них три тематических, связанных с проблемой школы и задачами на текущий учебный год. Формы проведения педагогических советов были разнообразны. Наряду с традиционными, использовались такие активные формы: работа в творческихмикрогруппах; демонстрация фрагментов уроков по проблеме педсовета, их анализ; анкетирование, обсуждение результатов; диагностирование по проблемам. В школе создан методический совет, план работы которого подчинен задачам методической работы и соответствует методической теме школы. В него вошли директор школы, педагог-организатор, учителя-предметники. 27 Директор Педагогорганизатор Педсовет Совет школы Приоритетные направления методической работы школы на 2023-2024 учебный год: обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с целью достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС НОО; информационное обеспечение образовательного процесса; обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта; обеспечение внеклассной работы по учебным предметам; совершенствование методов отслеживания качества образования; работа над повышением профессионального имиджа учителя и школы. Работа методического совета основывалась на общей воспитательнообразовательной цели школы, состоящей в развитии личности ученика и учителя, и строилась в тесном контакте с методическими объединениями, через педсоветы, «круглые столы», семинары. На каждом заседании методического совета подводились итоги работы учителейпредметников: над повышением качества знаний, умений и навыков учащихся; по предупреждению неуспешности в обучении, с учащимися с повышенной учебной мотивацией. План работы методического совета на 2023-2024 учебный год выполнен полностью. Вывод: Условия обеспечения образовательного процесса (научно-методическое обеспечение, кадровый потенциал) соответствуют требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО (5 класс); ГОС – до завершения реализации в 6-9 классах; отвечают нормам действующего законодательства и позволяют качественно организовывать образовательный процесс.В 2023-2024 учебном году продолжать создавать условия для педагогов школы попрохождению аттестации и курсовой переподготовки; стимулировать педагогов к участию в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, публикации материалов из опыта работы. Вести целенаправленную работу по созданию страничек педагогов школы на школьном сайте. Продолжать организациювнутришкольного повышения квалификации педагогов на основе их участия в методических объединениях, семинарах и мастер-классах. 28 12. Информационно – технологическое обеспечение 12.1. Библиотечный фонд Библиотека школы занимает помещение площадью 12 кв.м. количество читателей – 43, их них 8 – работники школы, остальные учащиеся. Что составляет 100% от количества всех учащихся. Книжный фонд составляет 2500 экземпляров. Школьная библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвует в учебновоспитательном процессе, обеспечивает использование библиотечно – информационных ресурсов учащимися и педагогическим коллективом. Библиотека ставит перед собой следующие задачи: 1. Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения 2. Поддерживать и содействовать образовательным целям, сформированным в концепции школы и школьной программы 3. Воспитывать гражданственность, уважение к правам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формировать стремление к здоровому образу жизни. Проводится работа по ознакомлению с книжными выставками. Были организованы следующие выставки: «Для вас, родители!», «Здравствуй, осень золотая», «Что за прелесть эти сказки!», «И грянул бой!», «Знакомьтесь, я - новая книга», «Родителям о семье», «На краю пропасти», «Птицы – наши друзья» С учащимися 5-6 классов провела библиотечный урок «Книжкины именины». Среди удавшихся мероприятий хочется отметить конкурс: «Книга – твой лучший друг», посвящённый международному дню школьных библиотек; литературную игру «Сказки Пушкина» (4 класс); краеведческую игру «Знаешь ли ты свой край» (8-9 классы). Такие мероприятия воспитывают и поддерживают искры любви к родному краю, учат знать и уважать свою культуру, традиции и обычаи малой родины. Помогают осознать причастность к истории своего народа. Анализ состояния учебно – воспитательного процесса, причин негативных явлений и нерешённых проблем даёт основание выделить следующие приоритетные направления и первоочередные задачи на новый учебный год: - развивающее личность образования; - формирование здорового образа жизни; - содержание образования, обеспечивающее качественный его уровень; - вариативность программ, учебников, учебных курсов и профилей образования - индивидуализация работы с учителями, учащимися, родителями; - использование инновационных технологий; - развитие системы воспитания 13. Сведения об уровне подготовки и результатах ГИА выпускников 9 класса. Основной целью ГИА является внедрение в общеобразовательную сферу единых стандартов оценки знаний выпускников 9 классов. Основными направлениями подготовки были следующие: 1. Предметно-образовательный модуль – представлен комплексом факультативных и дифференцированных занятий, обеспечивающих уровень усвоения предметного материала выше базового уровня. 29 2. Контрольно-оценочный модуль – представлен вариативной системой оценивания уровня обучения учащихся, включаю тестовые, контрольно-оценочные, тренировочные КИМы. К государственной (итоговой) аттестации были допущены все выпускники 9 класса. Выпускники принимали участие в государственной (итоговой) аттестации по обязательным предметам (русский язык и математика), предметам по выбору (информатика и география) в условиях независимого оценивания. Качество знаний учащихся составило – 100%, успеваемость –100%. По результатам обязательных экзаменов можно сделать вывод: по русскому языку ученицы (100%) повысили годовую оценку, по математике - подтвердили (100%). По предметам по выбору надо отметить, что по информатике – одна выпускница понизила годовую оценку, а по географии – подтвердили свои годовые оценки (100%) Таким образом, результаты ГИА по русскому языку и математике в форме независимого оценивания позволяют дать качественную оценку развитию и совершенствованию учебно-воспитательного процесса в нашей школе через интегративное взаимодействие всех субъектов образования на основе обновления содержания образования, планирования и организации учебной деятельности, с целью создания высокого уровня образовательной успешности каждого обучающегося школы. Вывод: Качество образования выпускников соответствуеттребованиям ГОС. Продолжать вести систематическую и целенаправленную работу по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации. 14. Заключение Самообследование МОУ ООШ им. В.А.Секина п. Шарова показало, что организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности, структура и система управления, реализация образовательной программы, оценка качества образования, условия образовательного процесса в школе в целом отвечают современным требованиям. Вместе с тем, существует ряд проблем, над решением которых предстоит работать в следующем учебном году. Исходя из этих проблем, можно выделить задачиработы школы на 2023-2024 учебный год: В области организационно-правового обеспечения образовательной деятельности: - обновление и пополнение нормативной базы по введению ФГОС ООО; - внесение изменений и дополнений в основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО; - приведение локальных актов в соответствие с новыми требованиями. В области системы управления: -дальнейшее развитие государственно-общественного управления, созданием дополнительных звеньев структуры ГОУ. В области реализации образовательной программы, оценки качества образования: - создание условий для реализации потенциала одаренных детей; 30 -совершенствование работы педагогов по повышению качества знаний учащихся, по подготовке обучающихся к государственной (итоговой)аттестации; - развитие информационно-образовательной среды; - совершенствование работы школьного сайта; - совершенствование школьной системы оценки качества образования. В области воспитательной системы: - активизация работы по вовлечению большего числа родителей в жизнь школы; - поддержка активных творческих семей; - сотрудничество с учебными заведениями, при проведении профориентационной работы; - изучение интересов учащихся и активизация работы по удовлетворению информационных запросов выпускников; - совершенствование работы по профилактике правонарушений среди подростков. В области обеспечения условий образовательного процесса: -создание условий для педагогов школы по прохождению аттестации и курсовой подготовки; - стимулирование педагогов к участию в профессиональных конкурсах, научнопрактических конференциях, публикации материалов из опыта работы; - создание страничек педагогов школы на школьном сайте; - организация внутришкольного повышения квалификации педагогов на основе их участия в методических объединениях, семинарах и мастер-классах; - обновление и пополнение библиотечного фонда; - дальнейшее оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС. 31