Рабочая программа по географии пензенской области для 8-9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии Пензенской области на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования и Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«География», а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей
программе воспитания.
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учѐтом Концепции
географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и
утверждѐнной Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от
24.12.2018 года.
Рабочая программа даѐт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации
требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «География Пензенской области »
География Пензенской области в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся
систему комплексных социально ориентированных знаний о родном крае, об основных
закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о
динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах
взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии Пензенской области в основной школе является базой для
реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий,
законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического
образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «География Пензенской области »
Изучение географии Пензенской области в общем образовании направлено на достижение
следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с
другими народами на основе формирования целостного географического образа региона, ценностных
ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание
экологической
культуры,
соответствующей
современному
уровню
геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных
географических особенностях природы, населения и хозяйства своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической
информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки
разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений,
необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в
повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в
жизни
процессов
и
явлений
в
современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования
по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьѐзной базы географических
знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «География Пензенской области» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География Пензенской области» признана учебным предметом,
который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География Пензенской области» в основной школе происходит с
опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 8 и 9 классах.
Содержание учебного материала
8 класс

Раздел 1 Родной край как часть России - 10 часов
Введение -1 час
Тема 1. Географическое положение Пензенской области (2 часа)
Географическое положение Пензенской области. Площадь и конфигурация
географических объектов. Влияние географического положения на особенности природы
и хозяйственное развитие.
Тематика учебных проектов и практических (творческих) работ:
1.
«Где-то на белом свете ...»
2.
«Визитная карточка» Пензенской области.
Тема 2. История освоения и заселения территории Пензенской области (2 часа)
Первопоселенцы. Основные этапы освоения и формирования территории. Образование
Пензенской области. Герб города Пензы и Пензенской области.
Тематика учебных проектов и практических (творческих) работ:
1.
«Пенза - жемчужина России».
2.
«Символика Сурского края».
3.
«Пензы славные сыны»,
4.
«А мы - из Пензы!».
5.
«Родной город (посѐлок, село) в жизни моей семьи»,
6.
«Кругом родные всѐ места...» (проект или экскурсия).
7.
«Пенза: сегодня и завтра».
.
Тема 3. Поясное и местное время области (2 часа)
Тема 4. Административно- территориальное деление области (2 часа)
Населѐнные пункты Пензенской области. Топонимия (совокупность названий)
Пензенской области. Этимология географических названий Пензенской области.
1«Топонимия Пензенской области» («Язык земли»).
2«Этимология географических названий на карте Пензенской области
Контрольно-обобщающий урок « ГП области» (1 час)
РАЗДЕЛ 2. Природа Пензенской области ( 24 часов]
Тема 5. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые Пензенской области 3 ч.
Тематика учебных проектов и практических (творческих работ):

1.
«Геоморфология глазами художников».
2.
Проект «Рекультивация карьера».
3.
Дневник путешественника во времени.
4.
Влияние
физико-географических
факторов
на
мѐдопродуктивность
пчелосемей.
Тема 6. Климатические особенности территории Пензенской области 2 часа
Климат Пензенской области, роль климатообразующих факторов в формировании климата.
Тип климата, его особенности. Климатические показатели. Погода зимой, весной, летом,
осенью. Местные признаки погоды и еѐ прогноз. Влияние погоды на условия жизни и виды
хозяйственной деятельности жителей. Климатические условия как фактор экологического
состояния воздушного бассейна.
Тематика учебных проектов и практических (творческих) работ:
1.
«Сурские краски сезонов года».
2.
Эссе « О сезонах года в родном краю - поэтически»,
3.
Микроклимат городов Пензенской области: влияние антропогенного фактора.
4.
Проект будущего «Любимому городу - чистый воздух!».
Тема 7. Внутренние воды Пензенской области (2 часа)
Состав и размещение внутренних вод, влияние климата и рельефа. Основные речные
системы, озѐра, пруды, болота, подземные воды, источники. Питание и режим рек. Сурское море
- крупнейшее искусственное водохранилище области. Распространение опасных явлений,
связанных с водами. Проблемы малых рек. Хозяйственное использование. Оценка водных
ресурсов области. Охрана внутренних вод.
Тематика учебных проектов и практических (творческих) работ:
1.
«Пѐстрые ленты пензенских рек».
2.
«Голубые красоты земли Пензенской... >>.
3.
«Гидрометеорологическая безопасность Пензенской области».
4.
Проект инвестиционной привлекательности водных объектов края.
5.
«Сохраняя реку (родник)- сбережѐм океан» (социально значимый проект).
6.
«Край тысячи родников ...».
Экскурсия -2 часа
Тема 8. Почвы Пензенской области (2 часа)
Типы почв. Свойства основных типов почв. Степень использования земель.
Пути
сохранения плодородия. Охрана почв. Ландшафт и геохимические особенности почв, их влияние
на здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Недостаток или избыток химических
элементов в почве как причина заболеваний. Иодная недостаточность. Медицинская география.
Тематика учебных проектов и практических (творческих работ):
1.
«Земля Пензенская».
2.
Демонстрационный опыт «Роль червей в почвообразовании».
3.
«Что посеешь ...».
4.
«Современные технологии на службе охраны земельных ресурсов».
5.
Антропогенные «болезни» почв.
Тема 9. Природные зоны. Растительный и животный мир (4 часа)
Природные

зоны,

их

особенности.

Растительность.

Видовой

состав.

Особенности

произрастания растительности, еѐ использование. Оздоравливающая роль леса. Рекреационные
ресурсы. Лекарственные растения: правила сбора, экологически безопасные места сбора,
применение. Ядовитые и опасные растения своей местности. Роль зелѐных насаждений в городе.

Растения - фильтры и накопители вредных веществ. Растения - индикаторы состояния среды.
Охрана растительности. «Красная книга растений Пензенской области». Животный мир.
Разнообразие видового состава. Охрана животного мира.
«Красная книга животных Пензенской области».
Охраняемые природные территории Пензенской области: заповедник «При­ волжская
лесостепь», памятники природы, заказники.
Тематика учебных проектов и практических (творческих) работ:
Групповой проект «Аптекарская усадьба».
Индивидуальные творческие задания:
1.
«Визитная карточка флоры Сурского края»
2.
«Какие дивные места - лесов могучий край»
3.
«Живые лаборатории: растения - индикаторы состояния окружающей среды».
4.
«Определение поражѐнной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной
среды» (межпредметный- биология, экология, химия).
5.
«Семь природных чудес Сурского края» (межпредметный - биология, экология,
история).
6.
«Заповедный Сурский край» (межпредметный - биология, экозогияу.
7.
«Тревожная газета района» (межпредметный - биология, экология).
8.

«Экологическая тропа» (межпредметный- биология, экология).

Тема 10. Охрана природы. Памятники природы (4 часа)
Контрольно-обобщающий урок «Природа родного краю» (2 час)

Экскурсия -2 часа
Итоговый урок по курсу (1 час)

9 класс

Введение -1 час
Тема 1. ЭГП области -2часа
Тема 2. Природныересурсыобласти - 2часа
Тема 3. Население Пензенской области (6 часов)
Численность населения. Половозрастной состав. Основные демографаческие процессы:
продолжительность жизни, проблемы естественного прироста населения, здоровье, занятость
населения. Национальный состав, быт, культура, традиции народов Пензенской области. Религии.
Тематика учебных проектов и практических
1.
«Семья народов губернии».
2.
Разработка проекта баннера «Народы Пензенского краю»
3.
«Кем работать мне тогда? Чем заниматься?»
Тема 4. Хозяйство Пензенской области (17 часов)
Предпосылки для развития хозяйства. Общая характеристика хозяйства региона, основные этапы
его развития. Отраслевая и территориальная структура промышленности и сельского хозяйства.
Непроизводственная сфера, проблемы и перспективы развития хозяйства. Внешнеэкономические
связи.
Тематика учебных проектов и практических (творческих) работ:
1.
Приоритеты социально-экономического развития Пензенской области до 2050 г.
2.
Приоритеты развития сельского хозяйства Пензенской области
3.
Приоритеты развития промышленности Пензенской области
4.
Модель малого предприятия в Пензенской области, работающего на собственных
ресурсах (агроклиматических, лесных, рекреационных; социальных и др.).
5.
Проект дороги от Пензы до любого населѐнного пункта РФ (в том числе
экологический туризм).
6.
Проект запуска линии воздушного сообщения Пензы (в Санкт-Петербург, Сочи,
Казань и др.).
7.
Стратегия продвижения товаров народного потребления, произведѐнных на
Пензенской земле и предназначенных для экспорта за пределы РФ.
Тема 5. Города Пензенской области (2 часа
Тема 6. Экология и хозяйство. Экономические связи Пензенской области (2 часа
Тема 7. Контрольно-обобщающий урок 1 час
Итоговый урок 1 час

Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «География Пензенской
области» должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению и уважительного отношения к труду,
развитие опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданскои позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов региона; формирование готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения;
7) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления; развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения программы модуля «География Пензенской области»
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения
целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
3) осуществлять контроль деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ
решения;
5) умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ
мнение;
6) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
7) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологии;
8) формирование и развитие экологического мышления,
познавательной, коммуникативной, социальной практике.

умение

применять

его

в

Предметные результаты освоения программы модуля «География Пензенской
области»:
- знать: особенности географического положения региона, виды природных ресурсов;
основные характеристики абиотических компонентов природы, флоры и фауны Пензенской
области; основные народы, языки, религии Пензенской области, численность, состав и структуру
населения Пензенской области; обычаи, традиции, культуру своего народа; крупные города

области; отрасли хозяйства; пространственное размещение основных географических объектов;
особенности специализации хозяйства и экономические связи
Пензенской
области;·
основных экономических партнѐров Пензенской области;
- уметь охарактеризовать влияние и значимость географического расположения
Пензенской области на еѐ развитие; антропогенные воздействия на природу региона; причины
возникновения экологических проблем в регионе;
- уметь прогнозировать влияние
хозяйственной деятельности
на
отдельные
компоненты природы и природные комплексы территории; проблемы и перспективы развития
промышлености и сельского хозяйства в Сурском крае;
- уметь аргументировать изменение структуры населения в месте проживания;
- уметь использовать разнообразные географические знания в
повседневной
жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания;
- уметь представлять результаты измерений в различной форме;
владеть основными навыками применения и презентации географической
информации;
владеть основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из языков международного общения;
владеть
практическими
умениями
использования
приборов
и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды;
владеть навыками составления характеристики территории из разных источников (карт, статистических таблиц, графиков и др.).

Тематическое планирование
8 класс
№

Тема

Количество
часов

РАЗДЕЛ 1. Родной край как часть России (10 часов)
1

Географическое положение Пензенской области

3

2

История освоения и заселения территории Пензенской области

2

3

Поясное и местное время

2

4
5

Административно-территориальное деление
Контрольно-обобщающий урок

2
1

РАЗДЕЛ 2. Природа Пензенской области ( 24часа)

,

1

Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые Пензенской
области

3

3

Климатические особенности территории Пензенской области

2

7

Внутренние воды Пензенской области

2

8

Экскурсия

2

9

Почвы Пензенской области

2

11

Природные зоны. Растительный и животный мир

4

12

Заповедный Сурский край

4

13

Контрольно-обобщающий урок

2

14

Экскурсия

2

15

Итоговый урок

1

Тематическое планирование 9класс
№

Тема

Количеств
очасов

1

Введение

1

2

Экономико-географическое положение

2

3

Природные ресурсы области

2

4

Население Пензенской области

6

5

Хозяйство Пензенской области

17

6

Города Пензенской области

2

7

Экономические связи

2

8

Контрольно-обобщающий урок «Пензенская область как регион:
своеобразие и совершенствование социально-экономических систем»

1

9

Итоговый урок

1

Поурочное планирование

№
урока

8 класс

Тема

Кол-во
часов

РАЗДЕЛ 1. Родной край как часть России (10
часов)

1

Введение

1

2

Географическое положение области

1

3

Географическое положение своего населенного
пункта

1

4

История освоения и заселения территории области

1

5

История освоения и заселения территории области

1

6

Поясное и местное время на территории области

1

7

Поясное и местное время на территории области

1

8

Административно-территориальное деление области

1

9

Административный состав своего района

1

10

Контрольно-обобщающий урок

1

Раздел 2. Природа Пензенской области

24 часа

11

Особенности рельефа области

1

12

Полезные ископаемые области

1

13

Рельеф и полезные ископаемые своего района

1

14

Особенности климата области

1

16

Климат своего населенного пункта

1

17

Внутренние воды области

1

18

Внутренние воды области

1

19-20

Экскурсия .Описание ближайшей реки

2

21

Почвы области

1

22

Почвы своей местности

1

23

Природные зоны. Лесная зона.

1

24

Лесостепь и степь

1

Сроки

25

Природная зона своей школы

26

Растительный и животный мир

1

27

Заповедные места области

1

28

Заповедные места области

1

29

Памятники природы г.Пензы

1

30

Красная книга Пензенской области

1

31-32

Экскурсия

2

33

Контрольно-обобщающий урок

1

34

Итоговый урок по курсу

1

Поурочное планирование 9 класс

№
урока
1

Тема
Введение

Кол-во
часов
1

2

ЭГП области

1

3

ЭГП района

1

4

Природные ресурсы области

1

5

Природные ресурсы района

1

6-7

Население Пензенской области

2

8

Население своего района, поселка

1

9

Национальный состав

1

10-11

Моя семья

2

12

Экономика области на современном этапе

1

13-14

География промышленности. Машиностроение

1

15

Отрасли, производящие товары народного
потребления

1

16

Пищевая промышленность

1

17

Другие отрасли промышленности

1

18

Промышленность своего района

1

19-20

Экскурсия на промышленное предприятие

2

21

Агропромышленный комплекс

1

22

Растениеводство

1

23

Животноводство

1

24

Специализация сельского хозяйства своего района

1

25-26

Экскурсия на с/х предприятие

2

27-28

Транспорт

2

29-30

Города области

2

31-32

Экономические связи области

2

33

Контрольно-обобщающий урок

1

34

Итоговый урок по курсу

1

Сроки

Нормы оценивания учебного предмета «Географии»
Оценка ответов учащихся при проведении устного опроса
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает:
- глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала;
- полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет:
- составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
- выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными
примерами, фактами;
- самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы;
- устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;
- последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
- делать собственные выводы;
- формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника;
- излагать материал литературным языком;
- правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя;
- самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы,
учебник, дополнительную литературу, первоисточники;
- применять систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ; использовать ее для доказательства выводов из наблюдений и
опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко
исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,
чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ,
соответствуют требованиям.
4. Хорошо знает карту и использует ее, верно решает географические задачи.
5. Отлично знает географическую номенклатуру.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный
ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочѐты при
воспроизведении изученного материала, дает неполные определения понятий, допускает
небольшие неточности при использовании научных терминов или ввыводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более
двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой
помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;
применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные
правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные
термины.
3. Допускает неточности в изложении географического материала, но имеет конкретные
представления об элементарных реальных понятиях изучаемых географических явлений,
понимает основные географические взаимосвязи.
4. Знает карту и умеет ей пользоваться.
5. При решении географических задач делает второстепенные ошибки.
6. Допускает небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно.
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, дает
недостаточно четкие определения понятий.
5. Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,
опытов или допускает ошибки при их изложении.
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
7. Отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки, или
воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные
положения, имеющие значение в этом тексте.
8. Слабо знает географическую номенклатуру, отсутствуют практические навыки работы в
области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).
9. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.
10. Знает карту недостаточно, показывает на ней объекты сбивчиво.
11. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
12. Допускает значительные ошибки в знании географической номенклатуры.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов.
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу.
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
6. Допускает грубые ошибки в использовании карты.
7. Не знает географическую номенклатуру.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Оценка «5»Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали
необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые
для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими
учащимися.
Оценка «4» Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на
правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при
характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из
приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание
основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для
самостоятельного выполнения работы.Допускаются неточности и небрежность в
оформлении результатов работы.
Оценка «3» Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя
или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На
выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу
дома). Учащиеся показали знание теоретического материла, но испытывали затруднения при
самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими
инструментами.

Оценка «2» Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовленными к
выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных
выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание
теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со
стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой
подготовки учащегося.
Требования к работе в контурных картах:
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою
фамилию и класс.
1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты
подписывают номер и название практической работы.
2. Все надписи на контурной карте делают черной или синей пастой, мелко, четко, красиво,
желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль
хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно
подписывать синей пастой.
3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты
пишут, что означает данная цифра.
4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже
подписывают географические названия.
5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми
карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают
ошибки.
Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не
только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения.
Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего
труда.
Критерии оценки контурных карт.
Оценка «5» Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и
правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная
карта сдана на проверку своевременно.
Оценка «4» Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно
и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трѐх
объектов.
Оценка «3» Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но
правильно указаны основные географические объекты.
Оценка «2» Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо
ученик не сдал еѐ на проверку учителю.
Тестовый контроль
Целью тестовых заданий является возможность выявления знаний, умений, навыков каждого
испытуемого, поэтому в качестве интерпретационной системы отсчета используется
конкретная для определенной возрастной группы учащихся область содержания данного
учебного предмета.
Задания тестов разработаны в двух формах:
- закрытые задания (задания с выбором ответов, при которых испытуемый
выбирает правильный ответ из числа готовых, прилагаемых в задании теста (как правило 3-4
варианта).
- открытые задания (задания, в которых испытуемый сам формулирует ответ).
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в
соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
«5»-95% и более отлично
«4»-75-94%% хорошо
«3»-50-74%% удовлетворительно
менее 50% неудовлетворительно
Перечень ошибок

Грубые ошибки:
- незнание определений основных понятий, основных положений теории, общепринятых
символов обозначения географических величин, единиц их измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания для решения практических задач и объяснения географических
явлений;
- неправильно сформулированные вопросы практической задачи или неверные объяснения
хода ее решения;
- незнание приемов решения практических задач, аналогичных ранее решенным в классе,
ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное
истолкование решения;
- неумение читать и строить графики, схемы.
Негрубые ошибки:
- неточности формулировок, определений, понятий, теорий, вызванные неполнотой охвата
основных признаков определяемого понятия;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточности графиков, схем;
- пропуск или неточное написание наименований единиц географических величин;
- нерациональный выбор хода решения.
Недочеты:
- отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- небрежное выполнение записей, схем, графиков.
- орфографические и пунктуационные ошибки

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Учебное пособие: И.И.Курицын и Н.А. Марденский . География Пензенской
области: учеб. пособие для уч-ся сред. Шк. – Саратов: Приволж. КН. Изд-во.
Пенз. Отд-ние,1991.
2. И.И. Курицын население и хозяйство Пензенской области., из-во: ИПК и ПРО,
Пенза,1998г.
3. Поле. Научно-популярный экологический вестник. №3 // ИПК и ПРО, Пенза,
2001г.
4.
Атлас Пензенская область, ООО ПК «Экспресс», Пенза, 2004г.
5.
6. Географический атлас Пензенской области . – М.: Дрофа; ДиК, 1998г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».