ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по практикуму по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и Федеральной рабочей программе по учебному предмету «География», а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания. Программа по практикуму по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учѐтом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждѐнной Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года. Рабочая программа даѐт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕОГРАФИИ» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИКУМ ПО География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий. Содержание курса в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ» Программа «Практикум по географии» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их коммуникативные возможности; благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даѐт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета. Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии. Курс направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даѐт возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии и сдаче ГИА по географии в 9 классе. Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей: 1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; 2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний; 3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций; 5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьѐзной базы географических знаний. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Учебным планом на изучение практикума по географии отводится 68 часов: по одному часу в 6 и 8 классах Содержание курса «Практикум по географии» № п/п 1. Раздел (тема) План и карта Содержание Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Формы организации Виды деятельности Практикумы: чтение Познавательная топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. 2. Природа Земли Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов. Коллоквиум: Познавательная, игровая Определение средней температуры при подъеме и спуске. Решение задач на определение атмосферного давления Определение типов климата по климатическим Строение атмосферы, состав, диаграммам свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров. 3. Материки, океаны, народы и страны 4. География России Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Урбанизация в России. Практикум Познавательная, игровая Описание страны по плану. Игра «Найди меня» Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов Проблемный семинар Познавательная, «Решение географических туристко-краеведческая задач на определение поясного времени» Практикум «Решение задач по определению субъектов по краткому описанию» «Работа с картами атласа по отработке знаний . Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию. географической номенклатуры объектов» «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков» «Определение причинноследственных связей между объектами» Планируемые образовательные результаты Личностные результаты: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, еѐ месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечеств Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определятьцель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать изпредложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполненияпроекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерииоценки. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определятьобщие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль(владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признаватьошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иныхпозиций. Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Предметные результаты: Ученик научится: давать определения географическим понятиям и терминам; оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений; использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродныепроблемы и проектировать пути их решения; использовать карты как информационные образно-знаковые моделеидействительности; давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач. Ученик получит возможность научиться: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности; анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения 8. Тематическое планирование курса «Практикум по географии» № п/п Название темы занятия Количество часов Раздел «План и карта» 10 1 Источники географической информации. Условные знаки 2 2 Ориентирование на местности. 2 3 Горизонтали. Профиль местности. 2 4 Координатная сетка. Широта. Долгота. 1 5 6 Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат» Определение расстояний на плане. 1 2 Раздел «Природа Земли» 5 7 Развитие земной коры. Земная кора на карте. 1 8 Атмосфера. Температура воздуха. 1 9 Климатические пояса Земли. 10 Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам» 1 1 11 Гидросфера: состав, свойства, происхождение. 1 Раздел «Материки, океаны, народы и страны» 7 Особенности природы Африки. 1 12 13 Особенности природы Южной Америки 1 14 Особенности природы Австралии и Антарктиды. 1 15 Особенности природы Евразии. 1 16 Особенности природы Северной Америки. 1 17 Страны мира. Классификация стран. 1 18 Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов» 1 Раздел «География России» 11 19 ГП России. 1 20 Административно-территориальное устройство РФ. 2 21 Часовые пояса. Поясное время. 1 22 Общая характеристика природы России. 2 23 Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов». Народы, населяющие Россию, их география. 1 1 26 Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков» Регионы России. Федеративные округа 27 Итоговое занятие 1 24 25 2 Календарно-тематический план курса «Практикум по географии» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Тема занятия Источники географической информации. Условные знаки. Ориентирование на местности. Ориентирование по карте. Горизонтали. Масштаб. Профиль местности. Координатная сетка. Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат» Определение направлений по карте. Определение расстояний на плане. Практическое занятие «Работа с планом местности» Развитие земной коры. Земная кора на карте. Атмосфера. Температура воздуха. Климатические пояса Земли. Климатограммы. Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам» Гидросфера: состав, свойства, происхождение. Внутренние воды. Особенности природы Африки. Практическая работа «Географическая номенклатура Африки» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Особенности природы Южной Америки 1 Практическая работа «Географическая номенклатура Южной Америки» Особенности природы Австралии и Антарктиды. 1 Практическая работа «Географическая номенклатура Австралии и Антарктиды» Дата план. Дата факт. 19. Особенности природы Евразии. 1 Практическая работа «Географическая номенклатура Евразии» 20. Особенности природы Северной Америки. Практическая работа «Географическая номенклатура Северной Америки» 1 21. Страны мира. Классификация стран. Типология стран. 1 22. Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов» Соседи России. ГП России. Практическое занятие «Описание крайних точек России» 1 Административно-территориальное устройство РФ. Субъекты Российской Федерации. 1 1 Часовые пояса. Поясное время. Практическое занятие «Решение задач по определению поясного времени» 1 Общая характеристика природы России. Европейская и азиатская часть Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов». Численность и воспроизводство населения России. Народы, населяющие Россию, их география. 1 1 1 31. Города-миллионеры. 1 32. 1 33. Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков» Федеральные округа и экономические районы. 34. Итоговое занятие 1 23. 24-25 26. 27. 28. 29. 30. 1 1 1 Нормы оценивания учебного предмета «ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ» Оценка ответов учащихся при проведении устного опроса Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Показывает: - глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала; - полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2. Умеет: - составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; - выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; - самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы; - устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; - последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; - давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; - делать собственные выводы; - формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; - при ответе не повторять дословно текст учебника; - излагать материал литературным языком; - правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; - самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; - применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать ее для доказательства выводов из наблюдений и опытов. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. 4. Хорошо знает карту и использует ее, верно решает географические задачи. 5. Отлично знает географическую номенклатуру. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, дает неполные определения понятий, допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или ввыводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи; применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. 3. Допускает неточности в изложении географического материала, но имеет конкретные представления об элементарных реальных понятиях изучаемых географических явлений, понимает основные географические взаимосвязи. 4. Знает карту и умеет ей пользоваться. 5. При решении географических задач делает второстепенные ошибки. 6. Допускает небольшие погрешности в знании географической номенклатуры. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. 2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, дает недостаточно четкие определения понятий. 5. Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении. 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 7. Отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие значение в этом тексте. 8. Слабо знает географическую номенклатуру, отсутствуют практические навыки работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.). 9. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания. 10. Знает карту недостаточно, показывает на ней объекты сбивчиво. 11. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. 12. Допускает значительные ошибки в знании географической номенклатуры. Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала. 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 6. Допускает грубые ошибки в использовании карты. 7. Не знает географическую номенклатуру. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии Оценка «5» Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Оценка «4» Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Оценка «3» Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знание теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Оценка «2» Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. Требования к работе в контурных картах: Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс. 1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы. 2. Все надписи на контурной карте делают черной или синей пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой. 3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра. 4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия. 5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки. Критерии оценки контурных карт. Оценка «5» Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно. Оценка «4» Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трѐх объектов. Оценка «3» Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты. Оценка «2» Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал еѐ на проверку учителю. Тестовый контроль Целью тестовых заданий является возможность выявления знаний, умений, навыков каждого испытуемого, поэтому в качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная для определенной возрастной группы учащихся область содержания данного учебного предмета. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания Отметка 95% и более отлично 75-94%% хорошо 50-74%% удовлетворительно менее 50% неудовлетворительно Материально – техническое обеспечение образовательного процесса. Учебно-методический комплекс: 1. Программа «География».5-9 классы / пол ред.. А.И. Алексеева. – М.: «Просвещение», 2014. 2. Учебник «География».5-6 классы / пол ред.. А.И. Алексеева. – М.: «Просвещение», 2014. 3. География. 5-6 класс. Текущий и итоговый контроль. Контрольно-измерительные материалы. ФГОС / А.В. Матвеев - М.: «Просвещение», 2014. 4. География. Проекты и творческие работы. 5-9 класс/ В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: - «Просвещение», 2015. 5. Атлас. География. Введение в географию. Физическая география. 5-6 классы / С.В.Банников, Е.М. Домогацких. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. Литература к курсу: 1. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2018. 2. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: Аст - Пресс, 2011. 3. Выгонская Г.М. Занимательная география: что? Где? Когда? – М: Граф-Пресс, 2013. 4. Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2018. 5. Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2018. 6. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 2016. Электронные издания: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. География: («1с») Геоэнциклопедия. Детская энциклопедия подводного мира («новый диск») Земля во вселенной Карта: физическая карта мира Карта: физическая карта полушарий Планета земля (часть 2), 6 класс (сфера) Планета Земля: аудио энциклопедия, 2008. Современные чудеса света («новый диск») Страны мира (справочные сведения + таблицы) Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 6 класс. Интернет-ресурсы: 2. 3. 4. 5. 6. Http: //www.gao.spb.ru/Russian Http: //www.fmm.ru Http: //www.mchs.gov.ru Http: //www.national-geographic.ru http://www.minibanda.ru/article/domashnyaya-laboratoriya-5-fizicheskix-opytov-dlya-detej https://mygeosite.jimdofree.com/ -все что нужно знать о географии http://nature.worldstreasure.com/-чудеса природы http://geograf.info/ занимательная география http://geowww.ru/ -география мира http://geo.historic.ru/ -географический атлас для учителей https://mygeosite.jimdofree.com/ -презентации по географии http://geo.1september.ru/-география (еженедельная электронная версия)