Рабочая программа "Практикум по географии" для 6 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по практикуму по географии на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования и Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«География», а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей
программе воспитания.
Программа по практикуму по географии отражает основные требования Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с
учѐтом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей
географии и утверждѐнной Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской
Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даѐт представление о целях обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета; определяет возможности предмета для реализации
требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ГЕОГРАФИИ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«ПРАКТИКУМ

ПО

География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему
комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных
закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о
динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому
развитию территорий.
Содержание курса в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода
в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей
школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ»
Программа «Практикум по географии» позволяет расширить рамки школьного стандарта
по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся,
расширяя их коммуникативные возможности; благоприятствует созданию положительной
мотивации к предмету, даѐт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета.
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической
составляющей школьной географии.
Курс направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках
географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даѐт
возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению
географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения курса, могут
быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии и сдаче
ГИА по географии в 9 классе.

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с

другими народами на основе формирования целостного географического образа России,
ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню
геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных
географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о
способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической
информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки
разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений,
необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности
в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих
в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения
образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьѐзной базы
географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом,
который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на
географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение практикума по географии
отводится 68 часов: по одному часу в 6 и 8 классах

Содержание учебного предмета
Раздел 1.Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты (2 часа)
Выдающиеся географические открытия. Занимательный материал по материкам
(Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия).
Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составление визитных
карточек материков.
Раздел II Государства на карте (3 часа)
Политическая карта мира. Различия государств по величине территории. Различия
государств по географическому положению.
Раздел III. План и карта (11 часов)
Тема 1. Ориентирование на местности. Азимут. 2 часа
План местности. Чтение условных знаков плана. Определение сторон горизонта
разными способами. Решение задач на определение азимутов по плану и на местности.
Использование для ориентирования транспортира, компаса.
Тема 2. Масштаб. Измерение расстояний на плане местности. 2 часа
Работа с масштабом. Решение задач на отработку умения переводить масштаб из
численного в именованный и обратно. Определение расстояний на плане местности с
помощью масштаба. Решение задач на определение масштаба плана по предложенным
расстояниям на местности.
Тема 3. Градусная сетка. 3 часа
Градусная сеть. Параллели. Меридианы. Определение сторон горизонта по параллелям и
меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на
сравнение протяжѐнности параллелей и меридианов на глобусе и географической карте.
Решение задач на сравнение времени совершения путешествий в различных широтах, в
зависимости от направления движения; по разным меридианам и параллелям.
Определение и анализ отличий расстояний на карте: с помощью масштаба, градусной
сетки.
Тема 4. Географические координаты. 2 часа
Географическая широта и долгота. Определение по карте географических координат
указанной точки. Определение местоположения точек с указанными географическими
координатами.
Тема 5. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа на плане
местности.2 часа
Особенности определения абсолютной высоты и вычисления относительной высоты по
плану местности. Изображение неровностей рельефа с помощью горизонталей и
бергштрихов. Определение зависимости расстояния между горизонталями от крутизны
склонов. Определение отметок горизонталей на плане. Чтение рельефа по плану
местности. Работа с профилем.
Раздел IV. Литосфера и рельеф Земли(1 час).
Тема 1. Рельеф Земли. 1 час

Горы и равнины суши. Отработка умения характеризовать горы и равнины по типовому
плану.
Раздел V. Гидросфера Земли (5 часов).
Тема 1. Мировой океан и его части. 2 часа
Моря на карте. Решение задач на определение, сравнение и анализ солѐности воды.
Тема 2. Воды суши. 3 часа
Реки на карте. Определение истока, устья рек, длины реки, левых и правых притоков по
географической карте. Определение границ и площади бассейна реки по
географической карте. Определение принадлежности бассейна реки к бассейну океана,
бассейну внутреннего стока. Составление описания водных объектов по карте.
Раздел VI. Атмосфера (9 часов).
Выполнение заданий на отработку умения работать с температурными показателями:
определение средних температур; определение амплитуд. Построение и анализ
графиков хода температур;
Решение задач на определение высоты гор, при условии, что известны данные
температур у подножия и на вершине. Решение задач на определение температур на
различной высоте в атмосфере.
Решение задач с использованием данных атмосферного давления: определение высоты
форм рельефа (использование данных разницы атмосферного давления у подножия и на
вершине).
Построение схемы движения ветра; решение задач на сравнение силы ветра.
Построение и анализ различных роз ветров.
Решение задач на определение относительной и абсолютной влажности. Определение
влияния разных природных объектов на показатель насыщенности воздуха.
Отработка умений строить диаграммы осадков и их анализировать. Определение
годовой суммы осадков.
Работа с климатическими картами: чтение изотерм, определение количества осадков.
Простейшие приѐмы работы с синоптическими картами.
Раздел VII. Биосфера (2 час.)
Выделение компонентов природного комплекса (на местном материале), определение
проявления взаимосвязи между компонентами на примере местных ПТК. Оценка
изменений, происходящих под влиянием хозяйственной деятельности.
Итоговое занятие-1 час

Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные
и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить
цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме.
Метапредметные результаты: межпредметные понятия и универсальные учебные
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность
планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Регулятивные УУД:
• ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством
учителя);
• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
• работать в соответствии с предложенным планом;
• сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
• владеть основами самоконтроля и самооценки;
• осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
• участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
• оценивать работу одноклассников;
• проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его
мнению;
• критично относиться к своему мнению.
Познавательные УУД:
• выделять главное, существенные признаки понятий;
• устанавливать
причинно-следственные связи, построение логической цепи
рассуждений;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
• сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
• классифицировать информацию по заданным признакам;
• решать проблемные задачи;
• поиск и выделение необходимой информации;
• смысловое чтение

Предметные результаты:
-различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
-описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
-определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам,
географические координаты по географическим картам;
-использовать условные обозначения планов местности и географических карт для
получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
-применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб»,
«условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и
«меридиан»
-различать горы и равнины;
-классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
-описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов,
глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
-находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о
природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач, и извлекать еѐ из различных источников;
-определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных
осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения
объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях
отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения
учебных и практических задач;
-объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов,
муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для
отдельных территорий
-строить и анализировать розу ветров;
-классифицировать государства по размерам территории, географическому положению;

Тематическое планирование
№п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15

16

17
18
19
20
21
22
23

24
25

Тема
История географических открытий
Составление визитных карточек материков Земли
Политическая карта мира. Приемы работы с политической
картой мира.
Различия государств по величине территории.
Различия государств по географическому положению.
План местности. Условные знаки плана.
Определение сторон горизонта на плане местности.
Масштаб. Перевод масштаба из именованной формы в
численную и из численной в именованную.
Определение расстояний на плане местности.
Градусная сеть карты. Свойства параллелей. Свойства
меридианов.
Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам.
Определение и анализ отличий расстояний по карте с помощью
масштаба и градусной сетки.
Географическая широта и географическая долгота объектов.
Определение по карте географических координат указанной
точки. Определение местоположения точек с указанными
географическими координатами.
Изображение неровностей рельефа с помощью горизонталей и
бергштрихов. Определение зависимости расстояния между
горизонталями от крутизны склонов.
Особенности определения абсолютной высоты и вычисления
относительной высоты по плану местности. Чтение рельефа по
плану местности. Работа с профилем.
Отработка умений характеризовать горы и равнины по плану.
Моря на карте.
Сотая доля, тысячная доля. Определение, сравнение и анализ
солености воды.
Реки на карте. Определение истока, устья рек, длины реки,
левых и правых притоков по географической карте.
Определение границ и площади бассейна реки по
географической карте.
Составление описания водных объектов по карте.
Выполнение заданий на отработку умения работать с
температурными показателями: определение средних
температур; определение амплитуд.
Построение и анализ графиков хода температур.
Решение задач на определение высоты гор, при условии, что
известны данные температур у подножия и на вершине.
Решение задач на определение температур на различной высоте

Форма
проведения
занятия
игра
игра
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум

в атмосфере.
26
Решение задач с использованием данных атмосферного
давления: определение высоты форм рельефа (использование
данных разницы атмосферного давления у подножия и на
вершине).
27
Построение схемы движения ветра; решение задач на
сравнение силы ветра. Построение и анализ различных роз
ветров.
28
Решение задач на определение относительной и абсолютной
влажности. Определение влияния разных природных объектов
на показатель насыщенности воздуха.
29
Отработка умений строить диаграммы осадков и их
анализировать. Определение годовой суммы осадков.
30
Работа с климатическими картами: чтение изотерм,
определение количества осадков. Простейшие приѐмы работы с
синоптическими картами.
31
Простейшие приемы работы с синоптическими картами
32-33 Выделение компонентов природного комплекса (на местном
материале), определение проявления взаимосвязи между
компонентами на примере местных ПТК. Оценка изменений,
происходящих под влиянием хозяйственной деятельности.
Итоговое занятие
34

практикум

практикум
практикум
практикум
практикум
практикум
практикум

практикум

Поурочное планирование
№п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15

16

17
18
19
20
21
22
23

24
25

Тема
История географических открытий
Составление визитных карточек материков Земли
Политическая карта мира. Приемы работы с политической
картой мира.
Различия государств по величине территории.
Различия государств по географическому положению.
План местности. Условные знаки плана.
Определение сторон горизонта на плане местности.
Масштаб. Перевод масштаба из именованной формы в
численную и из численной в именованную.
Определение расстояний на плане местности.
Градусная сеть карты. Свойства параллелей. Свойства
меридианов.
Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам.
Определение и анализ отличий расстояний по карте с помощью
масштаба и градусной сетки.
Географическая широта и географическая долгота объектов.
Определение по карте географических координат указанной
точки. Определение местоположения точек с указанными
географическими координатами.
Изображение неровностей рельефа с помощью горизонталей и
бергштрихов. Определение зависимости расстояния между
горизонталями от крутизны склонов.
Особенности определения абсолютной высоты и вычисления
относительной высоты по плану местности. Чтение рельефа по
плану местности. Работа с профилем.
Отработка умений характеризовать горы и равнины по плану.
Моря на карте.
Сотая доля, тысячная доля. Определение, сравнение и анализ
солености воды.
Реки на карте. Определение истока, устья рек, длины реки,
левых и правых притоков по географической карте.
Определение границ и площади бассейна реки по
географической карте.
Составление описания водных объектов по карте.
Выполнение заданий на отработку умения работать с
температурными показателями: определение средних
температур; определение амплитуд.
Построение и анализ графиков хода температур.
Решение задач на определение высоты гор, при условии, что
известны данные температур у подножия и на вершине.
Решение задач на определение температур на различной высоте

Сроки

в атмосфере.
26
Решение задач с использованием данных атмосферного
давления: определение высоты форм рельефа (использование
данных разницы атмосферного давления у подножия и на
вершине).
27
Построение схемы движения ветра; решение задач на
сравнение силы ветра. Построение и анализ различных роз
ветров.
28
Решение задач на определение относительной и абсолютной
влажности. Определение влияния разных природных объектов
на показатель насыщенности воздуха.
29
Отработка умений строить диаграммы осадков и их
анализировать. Определение годовой суммы осадков.
30
Работа с климатическими картами: чтение изотерм,
определение количества осадков. Простейшие приѐмы работы с
синоптическими картами.
31
Простейшие приемы работы с синоптическими картами
32-33 Выделение компонентов природного комплекса (на местном
материале), определение проявления взаимосвязи между
компонентами на примере местных ПТК. Оценка изменений,
происходящих под влиянием хозяйственной деятельности.
Итоговое занятие
34

Нормы оценивания учебного предмета «Географии»
Оценка ответов учащихся при проведении устного опроса
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает:
- глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала;
- полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет:
- составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
- выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами;
- самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы;
- устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;
- последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; - давать
ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
- делать собственные выводы;
- формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; - при
ответе не повторять дословно текст учебника;
- излагать материал литературным языком;
- правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя;
- самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы,
учебник, дополнительную литературу, первоисточники;
- применять систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ; использовать ее для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на
творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию
учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,
сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
4. Хорошо знает карту и использует ее, верно решает географические задачи.
5. Отлично знает географическую номенклатуру.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный ответ
на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении
изученного материала, дает неполные определения понятий, допускает небольшие неточности при
использовании научных терминов или ввыводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал
излагает в определенной
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух
недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи
преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными
примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи; применять
полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила
культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
3. Допускает неточности в изложении географического материала, но имеет
конкретные представления об элементарных реальных понятиях изучаемых
географических явлений, понимает основные географические взаимосвязи.
4. Знает карту и умеет ей пользоваться.
5. При решении географических задач делает второстепенные ошибки.
6. Допускает небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно.
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, дает недостаточно
четкие определения понятий.
5. Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов
или допускает ошибки при их изложении.
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных
типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении
конкретных примеров практического применения теорий.
7. Отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки, или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие значение
в этом тексте.
8. Слабо знает географическую номенклатуру, отсутствуют практические навыки работы в области
географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).
9. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.
10. Знает карту недостаточно, показывает на ней объекты сбивчиво.
11. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
12. Допускает значительные ошибки в знании географической номенклатуры.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов.
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу.
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить
даже при помощи учителя.
6. Допускает грубые ошибки в использовании карты.
7. Не знает географическую номенклатуру.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Оценка «5»
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для
выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения
практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации
материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Оценка «4»
Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на
правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике
отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из
приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание

основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного
выполнения работы.Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо
подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение
работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся
показали знание теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной
работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Оценка «2»
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовленными к выполнению этой
работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью
расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и
отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо
подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Требования к работе в контурных картах:
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и
класс.
1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты
подписывают номер и название практической работы.
2. Все надписи на контурной карте делают черной или синей пастой, мелко, четко, красиво,
желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и
рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей
пастой.
3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты
пишут, что означает данная цифра.
4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже
подписывают географические названия.
5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами,
потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
Критерии оценки контурных карт.
Оценка «5»
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно.
Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на
проверку своевременно.
Оценка «4»
Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но
есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трѐх объектов.
Оценка «3»
Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны
основные географические объекты.
Оценка «2»
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал еѐ на
проверку учителю.
Тестовый контроль
Целью тестовых заданий является возможность выявления знаний, умений, навыков каждого
испытуемого, поэтому в качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная
для определенной возрастной группы учащихся область содержания данного учебного предмета.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии
с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более отлично
75-94%% хорошо
50-74%% удовлетворительно
менее 50% неудовлетворительно

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методический комплекс:
1. Программа «География».5-9 классы / пол ред.. А.И. Алексеева. – М.: «Просвещение», 2014.
2. Учебник «География».5-6 классы / пол ред.. А.И. Алексеева. – М.: «Просвещение», 2014.
3. География. 5-6 класс. Текущий и итоговый контроль. Контрольно-измерительные
материалы. ФГОС / А.В. Матвеев - М.: «Просвещение», 2014.
4. География. Проекты и творческие работы. 5-9 класс/ В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: «Просвещение», 2015.
5. Атлас. География. Введение в географию. Физическая география. 5-6 классы /
С.В.Банников, Е.М. Домогацких. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
Литература к курсу:
Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2018.
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: Аст - Пресс, 2011.
Выгонская Г.М. Занимательная география: что? Где? Когда? – М: Граф-Пресс, 2013.
Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса,
2018.
5. Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2018.
6. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 2016.
Электронные издания:
1.
2.
3.
4.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.

География: («1с»)
Геоэнциклопедия.
Детская энциклопедия подводного мира («новый диск»)
Земля во вселенной
Карта: физическая карта мира
Карта: физическая карта полушарий
Планета земля (часть 2), 6 класс (сфера)
Планета Земля: аудио энциклопедия, 2008. Современные чудеса света («новый диск»)
Страны мира (справочные сведения + таблицы)
Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 6 класс.

Интернет-ресурсы:

2.
3.
4.
5.
6.

Http: //www.gao.spb.ru/Russian
Http: //www.fmm.ru
Http: //www.mchs.gov.ru
Http: //www.national-geographic.ru
http://www.minibanda.ru/article/domashnyaya-laboratoriya-5-fizicheskix-opytov-dlya-detej


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».